В целом, результат оказался убедительным. Американцы, наконец, начали призывать к ответу республиканское руководство и администрацию Джорджа Буша за их некомпетентность и пренебрежение к закону, а также за то, что они вымазали американскую репутацию в грязи и хаосе Ближнего Востока.
Отставка Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld), несущего наибольшую долю ответственности за фиаско в Ираке, это хороший знак, который показывает, что администрация все-таки признает существование такой вещи, как подотчетность. Демократическую Америку под руководством Буша и его соратников многие в мире теперь считают большей угрозой, чем теократический Иран. Эти выборы должны продемонстрировать, что такое восприятие неправильно, и что система сдержек и противовесов в США все еще работает.
Несмотря на все манипуляции, а также вопреки культуре экстремизма и запугивания, насаждавшейся в течение пяти последних лет, американцы ясно дали понять, что им это надоело.
Сейчас, когда демократы контролируют нижнюю палату Конгресса и могут получить определенное большинство в Сенате, вполне возможно возникновение политического тупика. Но значительная часть законотворческой программы республиканцев все равно заглохла, хотя и являлась главным предвыборным лозунгом Буша, когда он шел на второй срок. Его реформа социального обеспечения благополучно пошла ко дну еще год назад. То, что другие цели президента, такие как увековечение финансово безответственного снижения налогов, сегодня оказались недосягаемыми, даже неплохо.
Первые обещания Нэнси Пелоси (Nancy Pelosi), ставшей новым спикером палаты представителей (и первой женщиной-спикером нижней палаты), такие как обязательство поднять уровень минимальной заработной платы, которая сегодня совершенно очевидно не отвечает требованиям, или покончить с отказами республиканцев от исследований стволовых клеток, также в основном вполне разумны.
Но в условиях, когда общественная жизнь страны оказалась крайне поляризованной, нам еще надо посмотреть, сможет ли эта крайне пристрастная администрация работать с демократами, которые, с трудом выбравшись из политического закулисья, должны устоять перед искушением начать сводить счеты.
Обещание демократов восстановить контроль Конгресса над исполнительной властью, который крайне необходим, может, тем не менее, переродиться в жестокие политические баталии - главным образом, по поводу Ирака и Ближнего Востока. И совсем не ясно, смогут ли демократы предложить по этим направлениям более внятную политику.
Кроме того, примерно через год начнется следующая президентская кампания. За этот промежуток времени демократам нужно представить общественности заслуживающих доверия лидеров и укрепить их позиции в умах избирателей. Произойдет катастрофа, если добиваться этого они будут, угождая наиболее популистским элементам своего электората.
Например, протекционистское крыло этой партии, которое объединилось с теми, кто твердо намерен лишить Буша даже остатков действенной власти, наверняка будет голосовать против продления полномочий президента по ведению "скоростных" торговых переговоров.
Такая реакция принесет удовлетворение, но она будет самоубийственной. Это голосование показало, что американцам нужны государственная мудрость и дальновидность, способные восстановить репутацию страны и уверенность в себе.