Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Политика: взирая на лица

Нравится Горби? Не доверяете Путину? Чейни вас пугает? Сейчас объясню почему. . .

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не нравится мне Ким Чен Ир, и точка! Знаете почему? Дело не в том, что он хочет обзавестись атомной бомбой. То есть, конечно, и в этом тоже, но сами посудите: если вы деспот, прикупили где-то центрифугу, а уран у вас вообще бесплатный - ну кто устоит перед таким соблазном? Это не главное - просто, если честно, лицо у него крайне неприятное. На физиономии у этого типа написано такое самодовольство пополам с безумием, что так и подмывает надавать ему оплеух

Не нравится мне Ким Чен Ир, и точка! Знаете почему? Дело не в том, что он хочет обзавестись атомной бомбой. То есть, конечно, и в этом тоже, но сами посудите: если вы деспот, прикупили где-то центрифугу, а уран у вас вообще бесплатный - ну кто устоит перед таким соблазном? Это не главное - просто, если честно, лицо у него крайне неприятное. На физиономии у этого типа написано такое самодовольство пополам с безумием, что так и подмывает надавать ему оплеух.

Сразу оговорюсь - это навязчивое желание двинуть Любимого Руководителя в челюсть меня не украшает. Мы же разумные люди - подумаешь, лицо не нравится, надо быть выше этого! По крайней мере, раньше я думал именно так, но недавно ребята из Принстона объяснили мне, что ничего тут не поделаешь - так уж мы, люди, устроены. В своем исследовании психолог Алекс Тодоров (Alex Todorov) доказывает, что наше отношение к человеку формируется всего за 100 миллисекунд - достаточно одного взгляда на его лицо. Более того, разум в этом процессе вообще не участвует. Все дело в импульсе, который посылает примитивная мозжечковая миндалина. Что это такое? Ну, скажем так: если университетский диплом с отличием вы получаете благодаря лобным долям мозга, то эта самая миндалина отвечает за инстинкты на уровне неандертальца. Вот что говорит Тодоров: 'В данном случае суждение высшего порядка вырабатывается низшими мозговыми структурами'.

Особенно Тодорова интересуют политики: оно и понятно - для этих людей физиогномика может стать знаком судьбы. Возьмем Михаила Горбачева. По сравнению с угрюмым медведем Леонидом Брежневым он смотрелся ну прямо как Дедушка Мороз. Его круглые щеки, его лысина, даже здоровенное родимое пятно на лбу - все создавало впечатление этакой милой неформальности. Сразу видно: такой парень может развалить империю и сломать Берлинскую стену, но при этом не забудет положить в карман карамельки для внучат. Владимир Путин, наоборот, напоминает не столько добродушного дедушку, сколько дикую ласку. Знаем, знаем - президент Буш заглядывал российскому лидеру в душу, и вроде остался доволен, но лучше бы оно обратил внимание на его глаза-буравчики и скулы: они словно приказывают - пленных не брать!

У нас в Америке тоже есть лидеры, чьи лица красноречивее многотомной биографии. Клинтоновский имидж очаровательного негодяя отчасти связан с его лукаво-веселым видом: сразу ясно - он не только потакает своим слабостям, но и получает от этого удовольствие. У него даже нос покраснел, как у пьяницы, хотя известно, что пристрастия к бутылке за ним не числится. Этот тот случай, когда форма старается соответствовать содержанию.

То, что мы реагируем на внешность определенным образом, имеет свое научное объяснение. К примеру, мы просто не выжили бы как вид, если бы не впитывали взглядом так называемую неотению - такие внешние признаки, как большие глаза и голова, или нос-пуговка: словом все, что ассоциируется с малышами. Такие черты инстинктивно вызывают у нас умиление - что в людях, что в животных, поэтому то, что мы стремимся помочь заблудившемуся ребенку или щенку, а не, скажем, съесть его, отчасти объясняется теорией эволюции. Ученые из Стэнфордского университета (Stanford University) доказали, что внешний облик предметов, например машин или скульптур, 'обрабатывает' та же область мозга, что отвечает за восприятие лиц - этим и объясняется привлекательность 'Фольксвагена-жучка' или фарфорового херувимчика.

Симметричные лица тоже вызывают у нас расположение. И напротив, кривая улыбка Дик Чейни (Dick Cheney) сразу вызывает к нему недоверие: вид у него такой, как будто одна половинка лица радуется, а вторая - с кислой миной оплачивает счета. Исследования, проведенные в Колумбийском университете, показывают: когда некоторые люди даже мимоходом видят изображение испуганного лица, подсознание 'обрабатывает' эту картинку и центр мозга, отвечающий за страх, посылает тревожный сигнал. Но если страх столь заразителен, то, увидев чью-то неискреннюю физиономию, мы и сами чувствуем себя немного мошенниками, а хмурый вид других должен портить нам настроение. Так что осторожно, политики! Вряд ли вы захотите внушить такие эмоции избирателям.

Связь между внешностью и характером заставляет задуматься: что здесь первично. Может быть, именно виноватое выражение, не сходящее с лица Джона Керри (John Kerry) и стало причиной провала его избирательной кампании? А помните знаменитую щетину на щеках Ричарда Никсона? [в 1960 г. в США состоялись первые в истории теледебаты с участием кандидатов в президенты - Никсона и Джона Кеннеди. У Никсона очень быстро отрастала щетина, а загримировали его неудачно, так что на телеэкране у него был неухоженный и нездоровый вид. Считается, что это стало одной из причин, по которой он проиграл теледебаты и выборы - прим. перев.]. Не она ли определила его дальнейшую судьбу?

Британский еженедельник New Scientist затронул эту тему в статье о так называемом номинативном детерминизме - речь идет о том, что часто имена людей и их род занятий совпадают. Скажем, движение за реформу пенитенциарной системы в Англии возглавляет Фрэнсис Крук [Frances Crook (crook по-английски означает 'мошенник')], а одного специалиста по морской биологии зовут Стивен Хэддок [Steven Haddock (haddock - пикша)]. В Америке таких совпадений тоже немало: вспомним питчера-бейсболиста Роли Фингерса [Rollie Fingers (fingers - пальцы)], или сенатора Джорджа Макговерна [George McGovern (govern - управлять)]. Карл Юнг (Carl Jung) как-то задался вопросом: 'Случайны эти совпадения, или имя воздействует на человека?'

Если имя определяет профессию, а лицо - характер, остается лишь посочувствовать политикам, чью личность формирует выражение лица, а не собственный выбор. Сегодня, когда промежуточные выборы завершились, и потенциальные кандидаты уже примериваются к кампании 2008 г., впросак могут попасть и симпатичные и несимпатичные политики. Тем, кого судьба наделила приятной внешностью, важно не перегнуть палку (скажем, я бы не рекомендовал такой предвыборный лозунг: 'Митта Ромни - в президенты! Симметричнее лица не бывает!') [Mitt Romney - губернатор Массачусетса, один из потенциальных кандидатов от Республиканской партии на следующих выборах - прим. перев.]. Другим, кому в плане эстетики повезло меньше, стоит задуматься, не пора ли сделать подтяжку глаз или 'подправить' подбородок. Помните: если для кандидатов ноябрь - это время повернуться лицом с избирателями, то для электората - момент, когда они 'взирают на лица', и выбирают то, за которое они будут голосовать.