В среду сербский парламент официально принял новую конституцию страны. Это произошло после проведения в прошлом месяце референдума, на котором она была одобрена минимальным большинством избирателей. Данный документ стал необходимой заменой прежней конституции, которая была принята в период правления военного диктатора-националиста Слободана Милошевича. Но возможно, единственной причиной ее одобрения электоратом стало включение в текст конституции преамбулы, которая согрела бы сердце Милошевичу. Там заявляется, что провинция Косово, которую Сербия фактически утратила семь лет назад, является "составной" и "неотъемлемой" частью страны.
Организация Объединенных Наций, которая управляет Косово с момента освобождения этого края от бесчеловечной кампании этнических чисток Милошевича войсками НАТО, к концу года должна определить будущее этой провинции. Правда, решение может быть отложено до того момента, пока не пройдут выборы в Сербии, которые намечены на конец января. Сербские лидеры знают, какую рекомендацию даст представитель ООН, и что поддержат все западные государства. Это будет независимость территории Косово, возможно, с определенными условиями на переходный период. Подавляющее большинство населения Косово - это этнические албанцы. После межэтнической войны, развязанной Милошевичем, исчезли все шансы на возврат провинции в состав Сербии. Но включив претензии на Косово в новую конституцию, сербские руководители выставили еще одну веху безрассудного национализма, который принес их стране столько страданий за последние 15 лет.
Они также установили декорации для начала трудного и потенциально опасного дипломатического обмена между администрацией Буша и Россией на следующие два месяца. Дело в том, что переговоры могут успокоить или дестабилизировать Балканы и такой же неспокойный кавказский регион на южных границах России. Россия, являющаяся давним союзником Сербии, стала основным потенциальным препятствием на пути достижения общего согласия в Совете Безопасности ООН относительно решения косовской проблемы. Хотя российский президент Владимир Путин знает, что независимость Косово является неизбежной, он намекает, что может поддержать обструкционизм Сербии. Не исключено, что он надеется выбить определенные уступки из президента Буша в обмен на готовность к сотрудничеству в перспективе. Одной такой уступкой может стать согласие США на вступление России во Всемирную Торговую Организацию.
Кроме того, Путин может использовать Косово для начала решающего сражения со своим кавказским соседом Грузией, которая вывела его из себя своим стремлением к либеральной демократии, и которая стремится к вступлению в западные организации, такие как НАТО. Путин сказал, что независимость Косово может стать прецедентом для поддерживаемых Москвой сепаратистских регионов в Евразии, в том числе, для двух мятежных грузинских провинций. Если западные страны признают независимость Косово, Путин может ответить на это признанием Абхазии и Южной Осетии. А такой шаг способен легко спровоцировать начало войны с участием российских войск. Тем временем, позиция Москвы может подтолкнуть косовских и боснийских сербов к созданию отдельных государств.
Несомненно, Москва надеется на то, что администрация Буша, наблюдая за таким сценарием и по-прежнему нуждаясь в российской помощи для остановки иранской ядерной программы, испугается и отложит принятие решения по Косово, либо откажется от поддержки грузинской демократии и ее стремления к вступлению в НАТО. Оба варианта стали бы серьезной ошибкой. Оттягивание решения вопроса о независимости Косово вызовет лишь ярость у двух миллионов проживающих в провинции албанцев и спровоцирует балканский кризис, избежать которого так хочет Запад. Это также создаст новые стимулы для использования Путиным тактики угроз, что входит у него в привычку в общении с Западом при достижении своих целей. Это и угрозы прекратить поставки энергоресурсов, и угрозы применения силы.
___________________________________________________________
Белградские иллюзии ("The Guardian", Великобритания)
Вспомним Косово ("The Wall Street Journal", США)