Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские страхи: что же будет после Путина?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Призрак бродит по России, призрак 2008 года. Уже сейчас и до самых президентских выборов в 2008 г. практически все политические и экономические события в стране будут так или иначе связаны с борьбой за президентский пост. Российские предприниматели затаили дыхание и пока не строят долгосрочных планов.

Призрак бродит по России, призрак 2008 года. Уже сейчас и до самых президентских выборов в 2008 г. практически все политические и экономические события в стране будут так или иначе связаны с борьбой за президентский пост. Российские предприниматели затаили дыхание и пока не строят долгосрочных планов. По словам Эла Брича (Al Breach), аналитика отделения брокерской фирмы UBS в Москве, некоторые владельцы предприятий считают, что любые инвестиции сейчас - возможный подарок будущему хозяину.

Ведь олигархи и бывшие офицеры КГБ, возглавляющие сейчас крупнейшие предприятия в стране, не без оснований опасаются того, что они могут лишиться своих постов и попасть в тюрьму, если в 2008 г. победу одержит не тот кремлевский клан, к которому они принадлежат. Даже авторитета Владимира Путина оказалось недостаточно, чтобы помешать своим приближенным вступить в жестокую схватку за крупные нефтепромышленные, ядерные, угледобывающие и машиностроительные предприятия. Нередко прибегая при этом к 'административному ресурсу' - великолепный эвфемизм, обозначающий использование налоговых или судебных проверок с целью устранения противника, не обладающего достаточно высокопоставленными друзьями.

Эта мрачная обстановка лишний раз свидетельствует о том, что обещания заставить уважать 'диктатуру закона', данные Путиным по приходу к власти в 2000 г., были абсолютно пустыми. Эта пустота практически означает безнаказанность, которой пользуются те, кто убирает неудобных людей (вспомните Анну Политковскую). Ежегодно убивают и похищают еще чуть меньше десятка не таких известных журналистов. Однако наиболее очевидным свидетельством развернувшейся клановой борьбы стало убийство заместителя председателя Центробанка Андрея Козлова, ведь он входил в число протеже самого президента. . .

Внешнеполитическая линия тоже испытала на себе отголоски этого столкновения между сторонниками жесткой линии из ФСБ (бывшего КГБ), сплотившимися вокруг главы 'Роснефти' Игоря Сечина, 'прагматиками', которых возглавляет министр обороны Сергей Иванов и 'технократами', лидером которых является Дмитрий Медведев, председатель Совета директоров компании Газпром. Последний клан считают западниками на том основании, что Европа является одним из главных клиентов Газпрома, который не так давно развернул активную деятельность в Германии.

Путин ловко поддерживает баланс сил между соперниками, а внешняя политика, несмотря на все эти колебания, придерживается четкой доктрины. Доктрины 'контрудара' со стороны страны, которая в последние годы занимала скорее оборонительные позиции, а сфера ее влияния сокращалась как шагреневая кожа. Последними союзниками России на постсоветском пространстве остались Армения и Белоруссия. Стратегические 'фигуры' на большой шахматной доске, такие как бывшая Югославия, Азербайджан, Казахстан, теперь заигрывают с Европой и США. А на Украине, в Грузии и Киргизии при поддержке иностранных НПО прошла волна цветных революций. Вашингтон тем временем ввел свои войска в Афганистан и Ирак и требует введения санкций против давнего союзника России - Ирана. Все это может отчасти объяснить нынешнюю внешнеполитическую паранойю, считает сотрудник московского Центра политической информации Александр Мухин.

А также стратегию грубого запугивания, взятую на вооружение российскими властями, которые никогда не понимали концепцию 'мягкого влияния' (soft power) и убеждены в том, что политтехнологам под силу исправить любой, даже самый негативный имидж. Именно таким образом Россия собирается укрощать Молдавию, налагая под предлогом несоответствия санитарным нормам запрет на экспорт молдавских вин (которые, тем не менее, спокойно проходят санитарный контроль ЕС). А за то, что Грузия всего на два дня задержала пятерых российских офицеров по подозрению в шпионаже, вот уже на протяжении двух месяцев прервано всякое почтовое, банковское, железнодорожное сообщение с Россией. И все это - на фоне расистско-шовинистской телепропаганды и участившихся случаев дискриминации 'кавказцев'.

Все это говорит о социальной неудовлетворенности и народном недовольстве, несмотря на хорошие темпы экономического роста, своевременную выплату зарплат и вновь обретенную национальную гордость. Хотя Владимир Путин продолжает пользоваться космической популярностью, лишь 17% россиян считают его политику успешной. Виной тому, несомненно, так и не побежденная и даже растущая коррупция и развал социальной сферы. Власти обеспокоены, потому что знают, что на 2008 г. у них нет ни одного популярного кандидата.

Конечно, они сумеют произвести необходимые манипуляции с результатами выборов, если в опасности окажется их кандидат - Дмитрий Медведев, Сергей Иванов, или 'третий преемник', глава Российских железных дорог и давний друг Путина Владимир Якунин. Кремль совсем не боится 'оранжевой революции', однако использует этот жупел как предлог, чтобы лучше контролировать НПО и СМИ. Несмотря на это, озабоченность властей становится заметной, о чем свидетельствует и создание новой политической партии 'Справедливая Россия', которая должна оттянуть на себя протестные голоса.

При такой неуверенности в завтрашнем дне было бы логично, если единственный гарант 'холодного' мира между олигархами и соперничающими кланами государственного аппарата, а значит, и стабильности в стране в более широком смысле, то есть Владимир Путин собственной персоной, выставил бы свою кандидатуру на третий срок, ведь для этого достаточно внести всего одну поправку в Конституцию. Тем не менее, президент категорически исключает такую возможность, и даже адепты такой сомнительной науки, как 'кремлеведение' уже не принимают ее всерьез. И в самом деле, подобные манипуляции крайне негативно отразились бы на имидже Владимира Путина, особенно на встречах с главами других государств, избранными по всем правилам.

Другой сценарий: фактически, Путин может сохранить власть, став председателем Совета директоров какого-нибудь мегахолдинга, объединяющего все крупные предприятия национального масштаба, более богатого и, следовательно, более влиятельного, чем само государство. Но это противоречило бы многовековым традициям страны, по которым царь должен сидеть в Кремле. К тому же, Путин и сам прекрасно знает, что любого главу предприятия можно снять, проведя всего одну милицейскую операцию. Путин на посту премьер-министра - это тоже не соответствует российскому национальному характеру. Однако вполне можно представить, что в 2008 г. будет избран какой-нибудь безликий преемник, который добровольно уйдет в отставку через один-два года по состоянию здоровья в пользу . . . опять же Владимира Путина. И ничто уже не сможет помешать последнему выставить свою кандидатуру в 2010 г. Такой сценарий серьезно рассматривает Евгений Волк, сотрудник фонда 'Наследие'.

Однако это менее изобретательный вариант, чем тот, по которому предполагается создать союзное государство с Белоруссией. Ведь новому государству нужна будет новая федеральная конституция, а значит - новый президентский пост для Владимира Путина. Остается всего лишь поднять уровень жизни в десятимиллионной стране, до сих пор живущей, как при Брежневе. В наше время подобную аннексию трудно себе представить. Однако, как говорил Наполеон, 'невозможно - это не по-русски'.

____________________________________________________________

Пределы русских сроков ("The International Herald Tribune", США)