Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Из России с любовью

Как Москва комментирует победу демократов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если страны Евросоюза 'вздохнули с облегчением' и приветствовали успех 'канадцев американской политики', вернувших себе контроль над Конгрессом после двенадцатилетнего перерыва, то у российских аналитиков и политических деятелей к злорадным антибушевским 'вердиктам' ('большая победа демократии') примешивается легкая тревога, вызванная ухудшением отношений между двумя странами

Если страны Евросоюза 'вздохнули с облегчением' и приветствовали успех 'канадцев американской политики', вернувших себе контроль над Конгрессом после двенадцатилетнего перерыва, то у российских аналитиков и политических деятелей к злорадным антибушевским 'вердиктам' ('большая победа демократии') примешивается легкая тревога, вызванная ухудшением отношений между двумя странами.

Что касается российской прессы, то она в целом расценила итог выборов как проявление политической мудрости американского народа. 'Америка возвращается к демократии' - провозглашает заголовок статьи в 'Известиях'; 'Московский комсомолец' выразил отношение к результатам голосования в заметке под красноречивым названием 'Похмельный синдром: в Америке побеждает демократия'. 'Комсомольская правда' предложила самую оригинальную трактовку: 'Хусейн жестоко отомстил Бушу. Американцы прокатили на выборах команду Белого дома, устроившую побоище в Ираке'.

Российские политики отнеслись к результатам выборов спокойнее, однако их мнения разделились. Выступая в эфире одной российской радиостанции, глава думского Комитета по международным делам Константин Косачев предположил, что победа демократов может способствовать более сбалансированной внешней политике США. Для России, отметил он, 'ситуация конфликта между президентом и конгрессом в чем-то более комфортна, чем ситуация их такого всемирного, вселенского братания'.

Однако в ситуации, когда двусторонние отношения за последние месяцы скатились до уровня 'холодной войны', контроль демократов над важнейшими комитетами Палаты представителей может стать наихудшим вариантом для Кремля. В интервью 'Комсомольской правде' директор московского Института политических исследований Сергей Марков заметил: 'Есть риск, что Россия теперь станет заложницей дрязг между республиканской администрацией и демократическим конгрессом'. Он добавил, что 'нам нужно быть готовыми' к жесткой критике по вопросам свободы печати, положения НПО, межэтнических отношений и прав человека - этой 'излюбленной теме' демократов.

Если оглянуться в прошлое, то выясняется, что советским лидерам было куда проще взаимодействовать с республиканцами - от Ричарда Никсона до Джорджа Буша-старшего. Во времена независимой России ситуация изменилась: между Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном установились весьма теплые отношения. О дружбе 'Билла и Бориса' ходили легенды: обо всем этом живо рассказал в своей книге 'Эксперт по России' (The Russia Hand) авторитетный дипломат Строуб Тэлботт (Strobe Talbott). У президента Путина поначалу также сложились хорошие партнерские отношения с Джорджем У. Бушем, основанные не столько на знаменитом взгляде последнего 'в глаза' российскому лидеру, сколько на сотрудничестве в войне с террором, вопросах нераспространения ядерного оружия и энергетики.

Однако, как и большинство европейцев, россияне восприняли энергичную внешнюю политику Буша как фактор нестабильности в мире. Как показал недавний опрос, проведенный центром World Public Opinion, только 25% россиян считают, что американская внешняя политика позитивно влияет на международную ситуацию, и лишь 13% одобрили применение Америкой военной силы. Стоит отметить, что, несмотря на жалобы Кремля относительно 'русофобских тенденций' в американской политической жизни и обществе, американцы куда позитивнее воспринимают своего бывшего конкурента во времена 'холодной войны': 40% из них сочли, что внешняя политика Москвы позитивно влияет на события в мире, а 51% положительно отзывается о ее воздействии с точки зрения интересов США.

Однако, по мнению большинства аналитиков в обеих странах, повторение 'медового месяца' в российско-американских отношениях, наступившего после событий 11 сентября, маловероятно. В условиях, когда Белый дом не может оправиться от неудач в Ираке, Россия, действующая все решительнее, рассматривается скорее не как союзник, а как препятствие с точки зрения внешней политики США. Что же касается российских элит, то для них 'независимая внешняя политика' и 'стратегический прагматизм' означают противодействие санкциям против Ирана и карт-бланш на постсоветском пространстве. Даже мягкая критика по Чечне со стороны США наталкивается на холодные отповеди российских чиновников.

Как отметил недавно ученый из Фонда Карнеги Дмитрий Тренин, 'до недавних пор Россия считала, что в западной 'солнечной системе' она играет роль Плутона - то есть находится весьма далеко от центра, но является неотъемлемой частью всей 'конструкции'. Теперь она вообще перешла на другую орбиту: российские лидеры оставили надежду на то, что страна может стать частью Запада и приступили к созданию собственной системы, вращающейся вокруг Москвы'.

Результат промежуточных выборов в США не повлияет на эту тенденцию. Сегодня, когда в обеих странах остается два года до президентских выборов, в Америке на горизонте маячит дискуссия о том, по чьей вине она 'потеряла Россию', а Кремль уже превратил пугало под названием 'товарищ волк' в политический инструмент. В столь неблагоприятной обстановке поражение дружественно относящегося к России конгрессмена Курта Уэлдона (Curt Weldon) или переизбрание в Сенат Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) - которая недавно поставила Москву на одну доску с Пекином с точки зрения противостояния 'глобальным императивам' США - вряд ли имеет для российских элит сколько-нибудь серьезное значение.

Игорь Хрестин - научный сотрудник Программы по изучению России Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute)

____________________________________________________________

Маневры России и непоследовательность США ("The International Herald Tribune", США)

Не высовывайся, Владимир Дракула! ("Asia Times", Гонконг)