Китайские капиталисты еще более ненасытны, чем американские бароны-разбойники конца 19-го века или даже бандиты-капиталисты новой России 90-х годов прошлого столетия. Но неужели они более прожорливы, чем создатели многомиллиардных состояний в бетонных дебрях Уолл-стрит, на накопление которых раньше уходила жизнь нескольких поколений, а сегодня год или два? "Более капиталистический, чем представляли себя США в самых смелых своих мечтах, к тому же еще крайне порочный", - так сказал о Китае один их экспертов по этой стране на закрытом совещании представителей частного сектора и разведорганов США.
В Китае сегодня куча миллиардеров. Сливки китайского общества курсируют по миру в реактивных лайнерах последнего поколения, ночуют в люксах дубайских отелей за 12000 долларов, арендуют яхты с вертолетными площадками за 30000 долларов в день для вояжей по Карибскому морю - и руководят многопрофильными корпорациями в Китае. Единственное правило, которое они должны при этом соблюдать, заключается в следующем: не совать свой нос в политику. В противном случае может произойти все, что угодно. Такого тектонического сдвига в геополитике не смогли предсказать даже футурологи.
В 1972 году ныне покойный Герман Кан (Herman Kahn), великий и всезнающий "супергений футурологии", в соавторстве с Брюсом-Бриггсом (B. Bruce-Briggs) написал книгу "Грядущее: Размышления о 70-х и 80-х годах" (Things to Come: Thinking About the 70's and the 80's). На 490 страницах этой книги разместились размышления о семидесятых и восьмидесятых, однако там не было ни единого упоминания о нефти. А ведь именно в 1972 году саудовский король Файзал (Feisal) тайно пообещал президенту Египта Анвару Садату (Anwar Sadat) ввести нефтяное эмбарго против Запада, если Египет потерпит неудачу в войне с Израилем.
Внезапное нападение Египта и Сирии, известное под названием войны Йом Киппур, или Октябрьской войны, началось 6 октября 1973 года. После первоначальных успехов египетской армии на поле боя Израиль нанес ответный удар. Не успел генерал Арик Шарон (Arik Sharon) 16 октября, через 10 дней после начала войны, переправиться на западный берег Суэцкого канала, как король Файзал сдержал свое обещание перекрыть нефтяной вентиль. В результате инициированного Саудовской Аравией эмбарго цена на нефть немедленно выросла в четыре раза - с трех до двенадцати долларов за баррель, что вызвало крупные изменения в геополитике региона.
Когда Соединенные Штаты Америки застряли в болоте иракской войны, футурологи также проглядели, как легионы китайских агентов по закупкам в темпе форсированного марша развернули свои порядки в развивающихся странах - от юго-восточной Азии до Африки и Латинской Америки. Вооруженные миллиардами из накопленных запасов почти в 1 триллион долларов (которые были заработаны главным образом за счет дешевого экспорта в США), китайцы расхватывали самое разное сырье и нефть, чтобы обеспечить мощный рост своего ВВП. Совсем недавно политические лидеры 48 из 53 независимых африканских стран, в том числе 40 глав государств, были приглашены в Пекин на беспрецедентный саммит в целях заключения с ними долгосрочных коммерческих соглашений на условии предоставления столь желанных займов под низкие проценты. Внезапно на Китай стали смотреть как на главного благодетеля Африки южнее Сахары.
Чтобы обеспечить свои колоссальные потребности в энергоресурсах, Китай также приступил к реализации самого амбициозного в мире плана увеличения производства атомной энергии. К 2020 году он намерен построить 40 новых АЭС. Но и они обеспечат не более 5 процентов энергетических потребностей нового промышленного гиганта. Но эти показатели производства на АЭС должны затмить 450 новых электростанций на угле (поразительная цифра!), строительство которых запланировано на ближайшее будущее.
Семьдесят процентов потребления энергии в Китае будет обеспечиваться за счет работающих на угле электростанций. Для достижения производственного показателя в 3 миллиарда тонн угля в год к 2020 году планируется вложить 100 миллиардов долларов в программы увеличения его добычи. Только за последние 5 лет рост угледобывающей отрасли составил 80 процентов. Если Китай хочет сохранить темпы роста, превышающие 10 процентов, ему потребуется от 5 до 6 миллиардов тонн угля ежегодно.
В течение следующих двух десятилетий китайский уголь будет играть для страны более важную роль, чем иностранная нефть. Сегодня потребности страны в нефти составляют 7 миллионов баррелей в день, но через 14 лет они удвоятся, достигнув показателя в 14 миллионов баррелей. Если сегодня у Китая 28 миллионов легковых и грузовых автомашин, то к 2020 году их количество может достичь 170 миллионов, а к 2030 году - 400 миллионов. Соединенные Штаты пока являются лидером, имея 243 миллиона автомобилей (включая 28 миллионов разбитых в авариях и 1 миллион ежегодно похищаемых).
Новая сверхдержава скоро будет выплевывать в атмосферу больше загрязняющих веществ, чем Соединенные Штаты Америки. В некоторых китайских городах из-за этого такая видимость, что невозможно различить происходящее на другой стороне улицы.
Разница в доходах, а также отсутствие даже минимума законности привело в прошлом году к возникновению 85000 случаев крупных "волнений", поскольку коррумпированные местные партийные боссы присваивают землю в целях личной наживы, строя там буквально все - от отелей до казино.
На закрытом совещании, организованном канцелярией директора департамента национальной разведки, американские эксперты по Китаю отмечали, что в стране наблюдается растущий дисбаланс между спросом и предложением. Руководство энергетических ведомств изо всех сил пытается обеспечить потребности. Не слышно ни единого голоса в пользу проведения реформ для совершенствования управления энергопотреблением. В правительстве есть департаменты, которые даже не разговаривают друг с другом. Объявленный в 1999 году налог на топливо еще не реализован на практике. Самый большой недостаток - это отсутствие энергетического министерства, имеющего "необходимые полномочия принуждения".
Китайские нефтяные компании - самые влиятельные в стране, потому что их возглавляют бывшие министры, которые знают, как обходить бюрократические преграды. Корпоративные интересы уже конкурируют с государственными. Один работающий в Китае человек, занимающийся сбором инвестиционных средств для энергетического сектора, сказал, что главная головная боль для этой страны - отсутствие квалифицированного персонала. Некоторые должности и специальности требуют десяти лет учебы и подготовки. Но банкиры сегодня берут на работу любого, кто может подготовить электронную таблицу на компьютере.