Кое-кто из наших госмужей уже получил настоятельные рекомендации проводить побольше времени с семьей. С их уходом для индустрии политического юмора настают трудные времена.
Трудной выдалась для сатиры последняя неделя. За последние сорок восемь часов отставки вырвали из наших рядов двух племенных производителей доброго и умного юмора - Кевина Федерлайна (Kevin Federline), он же 'господин Бритни Спирс', и Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld), он же министр обороны. Таких массированных ударов по рубрикам 'нарочно не придумаешь' судьба не наносила уже давно - пожалуй, с десятого октября 1973 года, когда о разводе объявили Элвис и Присцилла Пресли, а через несколько часов ушел в отставку вице-президент Спайро Т. Эгню (Spiro T. Agnew).
Больше всех мы плачем, конечно, по Рамсфелду. Трудно себе представить, чтобы его сменщик - бывший начальник ЦРУ Роберт Гейтс (Robert Gates) - на пресс-конференции так же, как он, отправлялся разумом в доисторические времена - чуть ли не до изобретения кондиционера. Бритни-то что, она себе другого парня откопает, еще более прибабахнутого. Но такие уникумы, как Рамсфелд, дорогого стоят и на дороге не валяются.
Конечно, всякие бывшие зубные врачи и отдыхающие от сезона газонокосильщики, надев пикейные жилеты, еще лет тридцать будут ломать копья на темы, широко и правдиво освещенные в страничке, посвященной Рамсфелду в 'Википедии'. Кто-нибудь обязательно скажет, что Рамсфелд и Ирак - все равно что Роберт Макнамара (Robert McNamara, министр обороны США с 1961 по 1968 гг. - прим. перев.) и Вьетнам. Но, говоря о Рамсфелде, нельзя не вспомнить и еще кое о чем.
Благодарные потомки будут помнить Рамсфелда не только как современного Макнамару, но и как кровного брата Мерла Хаггарда (Merle Haggard, кантри-певец 60-х гг. - прим. перев.), написавшего и исполнившего 'Парня из Маскоги' (оригинальное название - "Okie From Muskogee," одна из самых популярных патриотических песен времен войны во Вьетнаме. Okie - шутливо-снисходительное прозвище жителей преимущественно сельскохозяйственного штата Оклахома, сокращаемого как OK. Маскоги - город в этом штате - прим. перев.). Все три года, что мы не можем выбраться из нынешней войны, шутом всея Америки, неизменно услаждавшим наш слух звоном погремушек, был именно Рамсфелд. На каждой войне нужен свой шут, это уж как водится.
Когда дело доходило до брифингов для прессы в Пентагоне, Рамсфелд неизменно проявлял себя как великий практик дзен-философии. Силой своего разума он взмывал над СМИ и публикой, а через некоторое время те вдруг понимали, что брифинг движется не то что в другом направлении, а уже в другом измерении. И проделывал он это так изящно и спонтанно, как могут, наверное, только ведущие телеигр - и то не все.
Когда ему задавали вопрос, он морщился, закрывал глаза, вздыхал, хватал воздух перед собой, словно держа за горло тех самых идейных шефов "Аль-Каиды", которых мы, впрочем, что-то так и не увидели. И лишь затем, как следует поскребя по обширным сусекам своей 74-летней памяти, ваял ответ - словно памятник себе воздвигал нерукотворный. Ибо в истинную глубину его слов проникнуть невозможно, пока не поработаешь как следует клавишей '/'.
Вот, например, блестящее саморазоблачение от 16 мая 2001 года (интервью New York Times):
- Как удивительно//жить! Иногда//прорывается что-то://Стоишь, что-то де-//лаешь - думаешь: 'Господи Боже!//Что я здесь делаю, что?'//Удивляюсь cебе.
Как раз в последние несколько недель Рамсфелд начал делать то, чего обещал никогда не делать - заделался политическим коммивояжером. Наверно, это и было началом конца. И вот во время разговора с ведущим одного из радиоканалов из Цинциннати - тот, надо сказать, немилосердно к нему подлизывался - министр умудрился выдать еще одно пророчество, на этот раз в стиле хайку, хотя получилось довольно-таки коряво:
- На нашей - как, впрочем, не только на нашей - земле,//тех, кто готовы, все бросив, сдаться врагу,// не так уж и мало.
Он, понятное дело, говорил об Ираке - но, когда читаешь, не отпускает впечатление, что смотрел при этом в зеркало.
Всего четыре года назад в рядах нашей 'великой старой партии' (Республиканской - прим. перев.) был полный набор записных комиков: тут и Джон Эшкрофт (John Ashcroft), краснеющий от вида обнаженной груди статуи Фемиды над входом в Министерство юстиции; и Пол О'Нил (Paul O'Neill), сбегающий на турне с Боно (Bono); и Том Ридж (Tom Ridge) со своим террористическим цветиком-пятицветиком. А нынешний 'черный вторник сатиры' не только убил для нас Рамсфелда, но и задушил в зародыше следующее поколение республиканских звезд: ни гуру электронной почты Марка Фоли (Mark Foley), ни пенсильванского конгрессмена, который все отрицал, что задушил свою любовницу, ни сенатора Джорджа Алена (George Allen), любителя покричать макакой - никого уже нет с нами. Да и Дик Чейни (Dick Cheney) может делать что угодно - может хоть еще одного человека на охоте подстрелить, но наш любимый 'Субботний вечер в прямом эфире' ("Saturday Night Live") никогда уж не будет таким, как прежде. Машина политического веселья с республиканским рулем встала на обочине. Наверное, кончился бензин.
С ней, конечно, ничего не случится. В 1973-м со сцены ушел Эгню, но уже вскоре в Овальном театре начался бенефис Джеральда Форда (Gerald Ford). Сегодня на подмостки гордо вступают демократы - Джон Керри (John Kerry) уже отметился одной плоской шуткой*, а в 2008 году нам, судя по всему, предстоит насладиться сериалом 'Новые приключения старушки Хиллари'. Но кто из них распотешит нас так, как сделали это 'известные известности' с 'неизвестными неизвестностями'**? Кто еще двумя короткими строками напишет собственную эпитафию так, как сделал это Рамсфелд в немецком Мюнхене 8 февраля 2003 года?
- Каков конец?//Конец. И это все.
Харт Зили - составитель сборника 'Шедевры разума: экзистенциальная поэзия Дональда Г. Рамсфелда' ("Pieces of Intelligence: The Existential Poetry of Donald H. Rumsfeld")
_______
Примечания переводчика:
* Имеется в виду скандал, разразившийся 1 ноября, когда Дж. Керри, выступая перед студентами Калифорнийского университета и рассказывая о своей поездке в Техас, сказал: 'Как Вы все знаете, одно время там жил президент Буш; сейчас он, правда, живет в другой реальности. . . Что касается образования, то если вы хорошо учитесь, всегда выполняете все задания, стараетесь взять от своих учителей все, что можно, и стремитесь постигать новое - вы идете вперед по жизни. Если нет - застреваете в Ираке'. Керри намекал на то, что Дж. Буш плохо учился в университете, однако в ответ Белый дом потребовал от Керри извиниться перед американскими солдатами, которых его слова якобы оскорбили, и Керри, выступая перед прессой, объяснил, что это была колкость в адрес американского руководства, однако она, судя по всему, не удалась.
** На одной из пресс-конференций в феврале 2002 г. Д. Рамсфелд сказал: 'Как нам всем известно, есть известные известности. То есть вещи, о которых известно, что они известны. Также нам известны некоторые известные неизвестности, то есть, так сказать, нам известно, что есть такие вещи, о которых нам неизвестно. Но есть еще и такие вещи, как неизвестные неизвестности. Это те, о которых неизвестно, что они неизвестны'.
____________________________________________________________
Спасибо, Америка ("The Guardian", Великобритания)
Для начала избавиться от Рамсфелда ("The International Herald Tribune", США)