Кремль вызвал тревогу среди частных производителей алкоголя в России, начав рассмотрение вопроса о восстановлении в стране четырехсотлетней государственной монополии на производство и продажу спиртных напитков. В последние две недели правительство и государственные СМИ развернули широкую кампанию в связи со случаями отравления алкоголем, из-за которого в России за первые девять месяцев этого года погибло 17 тысяч человек.
Видя такой масштаб жертв, представители высших эшелонов власти потребовали ужесточить государственный контроль над производством спиртного. Спикер Думы Борис Грызлов на прошлой неделе заявил:
- Обеспечить государственную монополию на производство и оборот чистого спирта недостаточно: думаю, пришло уже время и поставить вопрос о государственной монополии на продажу спиртосодержащей продукции, - заявил на прошлой неделе спикер Думы Борис Грызлов.
В прошлом президент Путин неоднократно поддерживал такую мысль, указывая, что это способ защитить потребителей от контрафактной водки и других спиртных напитков. По мнению аналитиков, фальшивое спиртное составляет сегодня от 40 до 80 процентов рынка. Однако частные производители алкоголя в беспокойстве. Их пугает перспектива национализации отрасли, приносящей - и это данные только по крепким напиткам - до 10 миллиардов фунтов в год.
- Организовать государственную монополию на практике будет очень сложно. У государства нет опыта управления отраслью, и люди не перестанут умирать от алкоголизма, - заявил представитель СУАР, лоббистской организации производителей спиртного.
Необычайная активность информационной кампании, развернутой властью в связи с алкогольными отправлениями, заставляет думать о том, что у государства есть и какие-то скрытые мотивы, тем более что в этом году от отравления спиртным люди умирали все же с меньшей интенсивностью, чем в прошлом. Даже бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев отметил, что 'этим кто-то чего-то хочет добиться'.
Некоторые аналитики высказывают предположение, что таким образом правительство хочет отвлечь внимание общественности от провала новой системы регистрации алкоголя. Эта система под названием ЕГАИС была введена в июле, но из-за перебоев в ее работе в магазинах по всей России возник дефицит алкоголя и даже других спиртсодержащих продуктов, включая и парфюмерию. Из-за задержек в лицензировании сотни мелких производителей вина, крепких напитков и парфюмерии разорились. А тем временем некоторые алкоголики из-за отсутствия на рынке нормальных напитков начали пить опасные для здоровья жидкости - технический спирт, жидкости для заправки зажигалок и другие.
На прошлой неделе Сергей Степашин, начальник государственной счетной палаты, заявил:
- Отсутствие координации [между различными органами власти] при введении нового закона стало причиной не только гибели людей, но и потерь для государственного бюджета, составивших 14,7 миллиарда рублей [около 300 миллионов фунтов].
Однако другие политики утверждают, что бюджет от введения государственной монополии только выиграет.
- Если бы производство и продажа алкоголя были в руках государства, то отравлений алкогольными суррогатами больше не было бы, а государство получило бы огромные прибыли, - заявил Владимир Жириновский, лидер прокремлевской Либерально-демократической партии.
В России производство и продажа алкоголя находились в руках государства еще со времен Ивана Грозного, то есть с середины 16-го века. Даже в брежневскую эру продажа водки была главным источником государственных доходов, из-за чего некоторые историки называли царскую и советскую Россию 'алкогольными империями'. Кое-кто из них даже считает, что падение и Российской Империи, и Советского Союза было обусловлено именно попытками руководства ограничить продажу водки, что и в том, и в другом случае привело к снижению доходов бюджета и стало причиной волнений и беспорядков.