Лидеры ЕС прибыли на последнюю из своих встреч, прошедшую в Лахти, с уверенностью, что наиболее значимым актом этого саммита станет их ужин с российским президентом Владимиром Путиным. Но выбранный момент совпал по времени с ухудшением отношений с Москвой. Перед лицом Европы, все больше зависящей от российской нефти и газа, которые Кремль контролирует посредством газпромовского гиганта, Путин по-прежнему отказывается подписать Энергетическую Хартию, которая определит стабильные легальные условия для отношений между обеими сторонами. Кроме того, за несколько дней до встречи была убита журналистка Анна Политковская, выступавшая с резкой критикой Путина, от которого ЕС потребовал проведения расследования этого преступления.
Ниже приводится запись текста встречи глав государств и правительств, которая была проведена 20 октября перед совместным ужином с Владимиром Путиным с целью выработки общей позиции при обращении к российскому президенту.
Матти Ванханен (Matti Vanhanen), премьер-министр Финляндии: Необходимо обратиться (к президенту России) с открытым посланием, основанным на принципах Энергетической Хартии. Отмечает, что в своем выступлении во время ужина также затронет проблемы экологии, прав человека, свободы слова и отношений с Грузией. Подчеркивает важность наличия других вариантов сотрудничества в области энергетики и то центральное место, которое в повестке дня Европы должны занимать энергетическая эффективность, инновации и изменение климата. Говорит о необходимости обмена информацией в вопросах энергетики и, в частности, внешнего аспекта этой проблемы.
- Жозе Мануэл Дюрао Баррозу (José Manuel Durão Barroso), председатель Еврокомиссии: Необходимо выработать Общеевропейскую политику. Фундаментальным вопросом остается изменение климата. Говоря о внешней политике в энергетическом вопросе, необходимо предпринимать конкретные шаги. Отношения с Россией должны строиться на предсказуемой, прозрачной и взаимовыгодной основе. Вступив в 'большую восьмерку', Россия согласилась с этими принципами, и мы должны на них настоять. Мы зависимы друг от друга, нам необходима их энергия, им - наш рынок. Необходимо создать ситуацию большего доверия. Россия не инвестирует в достаточном объеме в свою энергетическую инфраструктуру. Основополагающим моментом нашего диалога с Путиным должны стать сохранение спокойствия, компромисс и чувство единства. Одновременно, необходимо диверсифицировать источники поставки энергии, развивая отношения с Норвегией, Алжиром и Тунисом. Требуется создать внутренний энергетический рынок и выработать последовательную и согласованную европейскую политику.
- Матти Ванханен: Председатель ЕС подчеркивает необходимость единодушия при разговоре за ужином.
- Романо Проди (Romano Prodi), премьер-министр Италии: Настаивает на необходимости единства при обращении к России и подчеркивает необходимость усиления политического сотрудничества (с Россией) и экономических интересов, в основе которых находятся достойные доверия поставки (энергии). В обмен мы можем предоставить инвестиции и соглашения в сфере электроэнергии, атомной энергии, газа и нефти. Необходимо также обратить внимание на Алжир и Норвегию.
- Ян Петер Балкененде (Jan Peter Balkenende), премьер-министр Голландии: Единство в общении с Путиным. ЕС необходим стабильный и предсказуемый союз с Россией. Обращается с просьбой к президенту ЕС, чтобы в своем выступлении во время встречи с Путиным он затронул вопрос свободы прессы.
- Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen), премьер-министр Дании: Необходимо добиться хорошего соглашения с Россией по энергетическому вопросу, ставя перед собой цель добиться ратификации Энергетической хартии. Нам необходимы взаимность и общие ценности, например, в вопросе прав человека. Положительным моментом стало бы упоминание во время ужина вопроса, связанного с Грузией, а также Чечни. Не стоит забывать об энергетической эффективности.
- Хосе Луис Родригес Сапатеро (Jose Luis Rodriguez Zapatero), председатель правительства Испании: Необходимо создать общий фронт в отношениях с Россией. Предлагает, чтобы во время ужина выступили председатель ЕС, председатель Еврокомиссии и секретарь Совета ЕС. Необходимо, как сказал (премьер-министр) Дании, затронуть не только вопросы энергетики, но также и ценностей. Поддерживает Баррозу в его высказывании о взаимозависимости и взаимосвязях, что наиболее важно. Необходимо обратить взгляд на юг, в частности, на Алжир, и быть менее зависимыми от России. Крайне важно уделить должное внимание изменению климата и использованию возобновляемых источников энергии. Необходима большая энергетическая эффективность. Ждет документ о возобновляемых источниках энергии, который Еврокомиссия должна представить в январе.
- Ангела Меркель (Angela Merkel), канцлер Германии: Фундаментальным моментом является диверсификация. Необходимо подвести Россию к конструктивным позициям. Аргумент, часто используемый Россией, заключается в том, что Норвегия также не подписала Энергетическую хартию. Россия просит новых инвестиций. Позиция Европейской Союза на переговорах достаточно крепка. Германия с большим интересом готовится к намеченному на весну 2007 года энергосаммиту ЕС, на котором будут затронуты все вопросы энергетики. Необходимо не допустить, что страны-члены ЕС оказывали давление по продвижению индивидуальных энергетических маршрутов и проектов. Необходимо создание такого же энергетического маршрута на юге, как и на востоке.
- Тони Блэр (Tony Blair), премьер-министр Великобритании: Ссылается на совместное письменное обращение с Балкененде и на тесную связь между изменениями климата и энергетической безопасностью. Требует лидирующей роли Европы. Называет крайне важной альтернативу возобновляемых источников энергии и систему контроля выбросов (в атмосферу). Выступает за включение Китая, Индии и США в (обсуждение) этих вопросов, думая о том, какого рода соглашение придет в 2012 года на смену Киотскому протоколу.
- Ян Петер Балкененде, премьер-министр Голландии: Также ссылается на совместное письменное обращение с Блэром, и отмечает, что Европа теряет позиции по сравнению с Японией и США в области технологий 'чистой' энергии. Поддерживает Блэра в его позиции по отношению к Китаю и Индии.
- Костас Караманлис (Kostas Karamanlis), премьер-министр Греции: Внешняя энергетическая политика должна гарантировать энергетическую безопасность Европы. Крайне важно провести либерализацию внутреннего энергетического рынка, развивать использование возобновляемых источников энергии и поддерживать в области энергетики последовательную систему между внутренней и внешней политикой. В отношении России как основного поставщика (энергетических ресурсов) в качестве основной задачи отмечает необходимость обеспечить энергетическую безопасность, добиваясь равного подхода к инвесторам и уравновешенных отношений.
- Ярослав Качиньский (Jaroslav Kaczynski), премьер-министр Польши: Говорит о проблеме энергетической безопасности и диверсификации в качестве единственной альтернативы. Кроме России необходимо обратить внимание также на юг и восток, на Казахстан и Грузию. Крайне важно стабилизировать ситуацию в Грузии. Соглашается с необходимостью общей позиции и с ограничением выступлений во время ужина с Путиным. В обращении к России должны затрагиваться вопросы Энергетической Хартии и Транзитного протокола. Затрагивая тему переговоров по новому соглашению между Россией и ЕС, упоминает принципы и ценности демократии. Сомнения в этих вопросах быть не должно.
- Жак Ширак (Jacques Chirac), президент Франции: Соглашается с мнением Дюрао Баррозу. Безопасность и стабильность в Европе в значительной степени зависят от России. У России есть обязательства и интересы, у нас - тоже. Мы должны проявить взаимопонимание и сконцентрироваться на основном: безопасность и стабильность Европы.
- Вольфганг Шюссель (Wolfgang Schussel), федеральный канцлер Австрии: Поддержал совместное письменное обращение Блэра-Балкененде и благодарность в адрес Соланы и Еврокомиссии по проведению внешней энергетической политики. Внутренний рынок не работает, нет прозрачности. Необходимо работать в направлении либерализации рынка и использования возобновляемых источников энергии. Россия необходима нам также и в таких вопросах, как Балканы, Ближний Восток, Корея и Иран, в противостоянии распространению ядерного оружия. Необходимо иметь двусторонний подход к каждому из поставщиков, и не стоит упускать из виду значимость Норвегии.
- Фредрик Рейнфельд (Fredrick Reinfeldt), премьер-министр Швеции: В отношениях с Россией нам необходимо развивать принципы свободного рынка. Снова говорит о важности энергетической эффективности и использования возобновляемых источников энергии. Необходимо принимать во внимание различные 'энергетические пакеты', учитывая, что каждая из стран-членов ЕС находится в отличной от других ситуации.
- Берти Ахерн (Bertie Ahern), премьер-министр Ирландии: Энергетический вопрос жизненно важен для благосостояния Союза. Для того чтобы говорить в один голос на внешнеполитической арене, нам необходима общая энергетическая политика и транспарентный эффективный внутренний рынок. Отмечает, что вопросы, затрагиваемые на этом саммите, тесно связаны между собой. Нововведения в области технологии обязательны для энергетической эффективности. Настаивает на том, что во время ужина (присутствующие) должны избежать разногласия в занимаемых позициях.
- Вацлав Клаус (Vaclav Klaus), президент Чешской Республики: Необходимо понять, что, в силу истории и географического положения, страны-члены ЕС занимают различные позиции по стратегическим вопросам в отношении России. У нас еще будет возможность поговорить об этом в другое время; сегодня же надо выразить единую позицию, не касаясь частностей. Отмечает недостаточный охват документов Еврокомиссии, чрезмерно сосредоточенных на вопросах внешней политики и нефтегазовом. Необходимо учитывать и другие источники энергии, такие как ядерное топливо и уголь.
- Хавьер Солана (Javier Solana), верховный представитель ЕС: Говорит о российской газопроводной системе, контролируемой 'Газпромом': общая протяженность газопроводов равна расстоянию до Луны, система не обновляется, существует нехватка инвестиций, треть магистралей была построена более 30 лет назад. Соглашение между Алжиром и Россией не отличается большой прозрачностью, но нам, по крайней мере, известно, что, начиная с этого момента, любой совместный проект в Алжире должен на 51% находиться в алжирской собственности. Не стоит забывать, что, за исключением Норвегии, все страны-производители нестабильны. Вызывает беспокойство тот факт, что энергия превращается в политический инструмент. Соглашения между странами-потребителями настолько же важны, насколько соглашения со странами-производителями. Предлагает также обсудить вопрос (использования) атомной энергии.
- Андрус Ансип, премьер-министр Эстонии: Предупреждает, что российская политика в отношении Грузии является фактором нестабильности и умножает сомнения в интересах России и методах их отстаивания.
- Валдас Адамкус, президент Литвы: Затрагивает проблему экологической безопасности в ситуации возможных аварий на нефтепроводах и очистных предприятиях. Обращается с просьбой, чтобы в разговоре с Путиным был затронут вопрос прав человека, и говорит об Украине и Чечне. Объясняет, что балтийские страны находятся в кране деликатной ситуации, поскольку отрезаны от внутреннего рынка. Благодарит страны-члены ЕС за солидарность, особенно выделяя Германию.
- Тасос Пападопулос (Tassos Papadopoulos), премьер-министр Кипра: Мы на сто процентов зависим от импорта энергии. Обращается с просьбой, чтобы основную часть переговоров во время ужина провел президент (ЕС); вновь говорит о взаимосвязи между энергией и экологией и необходимости того, чтобы в основе внешней политики в вопросах энергетики находился полностью развитый внутренний энергетический рынок.
- Ги Верхофстадт (Guy Verhofstadt), премьер-министр Бельгии: Не стоит занимать настолько оборонительную позицию по отношению к Путину. Мы должны представить энергетическую стратегию и не быть зависимыми исключительно от одного 'администратора'. Необходимо усиливать взаимосвязи с расположенными на востоке новыми странами-членами и развивать маршруты поставки (энергии) с юга, из Северной Африки и Ближнего Востока, особенно в вопросе поставок газа. Необходимо создание регулирующей европейской структуры.
- Ференц Дюрчань (Ferenc Gyurcsany), премьер-министр Венгрии: Соглашается с президентом ЕС и главой Еврокомиссии. Путин пытается вернуть под государственный контроль сферы энергетики, транспорта и торговли. Отношения с Россией асимметричны: если они в течение месяца не поставляют нам энергию, это больно отразится на нас и почти не скажется на них. Солидарность необходима по двум направлениям: не только в отношении России, но и, например, в отношениях с Литвой и Венгрией, которые получают энергоресурсы исключительно из России.
- Сергей Станишев (Sergey Stanishev), премьер-министр Болгарии: Необходимо выработать эффективную политику по вопросам энергии и изменения климата. Некоторые источники энергии ненадежны.
- Айгар Калвитис, премьер-министр Латвии: Россия использует энергию в качестве политического инструмента. Необходимо провести полную либерализацию внутреннего рынка.