Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сомнения в отношении российских баллистических ракет

Предстоящее снятие с вооружения большого количества межконтинентальных ракет советских времен приведет к резкому уменьшению доли ракет наземного базирования в стратегической триаде страны

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Неудачные запуски представляют собой большую проблему для российских политиков. Хотя у России имеется большое количество ядерного оружия и его компонентов, она сталкивается с серьезными проблемами при создании стратегических средств доставки. После распада Советского Союза оборонные предприятия России производят гораздо меньше баллистических ракет, чем необходимо для замены устаревающего ядерного арсенала наземного и морского базирования.

Второй неудачный запуск российской экспериментальной баллистической ракеты морского базирования "Булава" вновь вызвал сомнения в жизнеспособности стратегического ядерного потенциала страны.

"Булава" - это трехступенчатая ракета, несущая до шести ядерных боеголовок индивидуального наведения и обладающая дальностью полета примерно 8-10 тысяч километров. Планируется, что она будет принята на вооружение в 2008 году, после проведения еще как минимум десяти испытаний, хотя в случае повторения неудач сроки могут быть отодвинуты.

Ракета, испытание которой состоялось 25 октября, автоматически самоуничтожилась после отклонения от курса вскоре после запуска с атомного подводного ракетоносца "Дмитрий Донской" в Белом море. Предыдущий запуск "Булавы", осуществленный с этой же подводной лодки 7 сентября, также закончился неудачей - ракета упала в море вскоре после взлета.

После первой неудачи министр обороны Сергей Иванов сказал, что правительство обеспокоено состоянием морской составляющей российского стратегического ядерного потенциала. В феврале 2004 года военно-морской флот потерпел две обескураживающие неудачи во время запусков баллистических ракет морского базирования предыдущего поколения в присутствии президента Владимира Путина, когда одна ракета не запустилась, а вторая взорвалась вскоре после пуска.

Успех четырех предыдущих испытаний, проведенных в 2004 и 2005 годах, ослабил обеспокоенность в отношении программы создания "Булавы". Российские власти поручили ее разработку Московскому институту теплотехники, возглавляемому уважаемым конструктором ракет Юрием Соломоновым. Хотя Институт разработал новую межконтинентальную ракету наземного базирования "Тополь-М", он никогда не создавал ракет морского базирования.

Г-н Соломонов утверждал, что он может сэкономить время и деньги, использовав технологии, разработанные для "Тополь-М", в программе создания "Булавы". По его совету правительство решило начать сразу с морских испытаний, без проведения предварительных запусков с суши, как это делалось в советские времена. Возможно, эти решения отчасти способствовали возникновению нынешних проблем ракеты "Булава".

Неудачные запуски представляют собой большую проблему для российских политиков. Хотя у России имеется большое количество ядерного оружия и его компонентов, она сталкивается с серьезными проблемами при создании стратегических средств доставки. После распада Советского Союза оборонные предприятия России производят гораздо меньше баллистических ракет, чем необходимо для замены устаревающего ядерного арсенала наземного и морского базирования.

Хотя мобильный "Тополь-М" является краеугольным камнем будущего арсенала российских межконтинентальных баллистических ракет, задержки при производстве привели к тому, что они поступили на вооружение в ракетные войска стратегического назначения только в этом году. Разработчики ракет по-прежнему жалуются на неспособность российской промышленности производить передовые электронные и другие составляющие, необходимые для строительства ракет, а также на неспособность властей решить эту давнюю проблему. По оценкам сторонних экспертов, России необходимо производить около 30 ракет в год для поддержки имеющегося у нее количества межконтинентальных баллистических ракет.

Чтобы облегчить возрождение своих стратегических ядерных сил, российские чиновники решили в ближайшие несколько лет перевести стратегический ракетный арсенал на один тип ракет наземного базирования ("Тополь-М") и один тип морского базирования ("Булава"). В конце апреля 2006 года министр обороны Иванов объявил, что, начиная с конца этого года, все баллистические ракеты наземного и морского базирования, поступающие на вооружение, будут оснащаться одной и той же новой боеголовкой, способной преодолевать американскую систему противоракетной обороны.

"Булава" похожа на "Тополь-М". Она придет на замену четырем типам ракет, размещенным в настоящее время на стратегических подводных лодках. Заместитель командующего российским военно-морским флотом сказал в марте 2006 года, что следующее (четвертое) поколение атомных подводных лодок класса 955 проекта "Борей" будет оснащено 12-ю ракетами "Булава". Россия планирует ввести в строй первую подводную лодку класса "Борей" ("Юрий Долгорукий") в 2008 году, вторую ("Александр Невский") - в 2009 году. Эти корабли станут первыми подводными лодками с новыми стратегическими ракетами, которых ждали очень давно, так как существующие подводные лодки устаревают.

Предстоящее снятие с вооружения большого количества межконтинентальных ракет советских времен приведет к резкому уменьшению доли ракет наземного базирования в стратегической триаде страны. Так как Россия переходит от межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися боеголовками к ракетам типа "Тополь-М" с одной боеголовкой, то количество ее ядерных боеголовок, установленных на ракеты, упадет с 1960 сейчас до 760 в 2010 году и до 605 в 2015 году.

В противоположность этому, количество ядерных боеголовок, размещенных на ракетах морского базирования, уменьшится лишь незначительно - с 672 в 2006 году до 576 в 2015 году. Число боеголовок на бомбардировщиках сохранится практически неизменным - от 872 в 2005 году до 866 в 2015 году. А если российские специалисты не смогут решить проблемы, имеющиеся у "Булавы", то Россия может поставить на вооружение еще меньше боеголовок.

В свете традиционной опоры России на наземные средства доставки растущая зависимость страны от более уязвимых подводных лодок и бомбардировщиков вызывает определенную обеспокоенность у ее стратегов.

В ответ российские политики могут пойти на рискованные оперативные меры, направленные на повышение шансов хотя бы частичного выживания их стратегических сил в случае, если американцы ударят первыми. Например, они могут использовать тактику высокой боевой готовности, при которой будет разрешено применение ядерного оружия, если разведданные убедят российских лидеров в том, что американские власти могут вскоре отдать распоряжение о нанесении удара или уже сделали это.

Кроме того, российские гражданские лица, ответственные за принятие решений, могут делегировать право на нанесение ответного удара определенным высокопоставленным военным чинам, разрешив им действовать самостоятельно, если они определят, что в результате американского удара российское политическое руководство не может организовать ответный удар.

Некоторые комментаторы опасаются, что российские чиновники оснастили хотя бы один из своих подземных командных пунктов системой, которая может запустить российские ядерные ракеты автоматически, если атака противника обезглавит российское ядерное руководство.

Ричард Уэйц - старший научный сотрудник Хадсоновского института (Hudson Institute)

____________________________________________________________

Российская маневрирующая боеголовка ("The Washington Times", США)

Россия наносит ядерный удар по США ("The Washington Post", США)