Российская конституция ограничивает президента двумя сроками нахождения у власти, а это означает естественное завершение президентства Владимира Путина в 2008 году. Пока Путин говорит, что будет соблюдать требования закона. Однако появляется все больше призывов, как спонтанных, так и организованных Кремлем, к изменению конституции.
Поскольку Путин имеет большое влияние на российский парламент, он без проблем может подогнать конституцию под себя. Но это было бы трагической ошибкой. История рассудит, насколько успешно он помогает России двигаться от своего тоталитарного прошлого к демократическому будущему. Пока его успехи на этом пути не впечатляют.
Путин любит хвастаться российской экономикой, темпы роста которой составили в этом году 6,6 процента благодаря высоким ценам на нефть. Россия выплатила почти весь свой старый советский долг. Там улучшается качество жизни. Россия опять стала игроком в мировой политике, а президент Джордж Буш регулярно просит Путина помочь с Ираном и Северной Кореей.
Все это создало Путину большую популярность среди россиян, многие из которых, похоже, не задумываются о свертывании свобод. Правительство Путина подавляет независимые средства массовой информации, сажает в тюрьмы политических соперников и неустанно затыкает рты тем общественным организациям, которые не следуют кремлевской линии.
Во время последней трехчасовой встречи Путина с народом (трудно себе представить, что на такой подвиг решился бы Буш) президент был в ореоле славы. Водитель грузовика Аркадий Кокаев позвонил ему, чтобы спросить: "Что произойдет с нами, со страной после 2008 года?" Путин заверил его, что все будет хорошо, и несмотря на то, что он выполнит требования конституции, он будет "влиять на жизнь нашей страны" и после ухода с поста.
Это обещание Путина вызывает восхищение. Во благо Кокаева и российской демократии мы надеемся, что он его сдержит.
____________________________________________________________
Пусть скажет царь* ("The Economist", Великобритания)
Россия после Путина ("The Washington Post", США)