Сегодня в Брюсселе в очередной раз встречается Минская группа. Состоится еще одна попытка выйти из тупика, в котором оказался спорный район Нагорного Карабаха.
Сабирабад, Азербайджан - С того дня, как пришли армянские солдаты и выгнали Сальбех Сулейманову из удобного деревенского дома, прошло четырнадцать лет. С тех пор она, живя в тесном лагере беженцев, где кроме нее ютится еще 10 тысяч человек, в землянке с парусиновой крышей на 40 долларов в месяц, которые выделяет государство, вырастила уже четверых детей.
Но она ни на один день не забывает о доме, который от нее всего в 150 километрах и который сегодня оккупировали армяне.
- Ни дня не проходит, чтобы мы не мечтали об освобождении, о том, чтобы вернуться домой, - говорит она. - Во мне нет ненависти, но я всегда в гневе. Никто не должен жить так, как мы.
Пример Сулеймановой - только один. Всего же за годы этой самой долгой, самой кровавой и самой - на Западе - забытой войны в бывшем Советском Союзе, своих домов лишились миллион азербайджанцев и четыреста тысяч армян.
В 1998 году (так в тексте - прим. перев.), когда СССР уже тихо разваливался, между мусульманами-азербайджанцами и христианами-армянами начались чудовищные этнические чистки. В результате разразившейся вслед за этим войны погибло 30 тысяч человек. Из-за чего началась резня? Из-за анклава Нагорный Карабах, на который претендует Азербайджан, но который в СССР пользовался статусом автономии и населен в основном армянами.
Во вторник Минская группа, в которой сопредседательствуют Россия, Франция и США, проводит очередную встречу - и совершает очередную попытку после десятка лет бесплодных усилий международной дипломатии все-таки вырвать Нагорный Карабах из тупика. Однако при этом во всем регионе продолжается и ускоряется наращивание военных потенциалов; с разных сторон нарастает раздражение проволочками на переговорах, и некоторые эксперты уже предсказывают скорое возобновление боевых действий.
- Процесс переговоров в серьезном кризисе, - считает эксперт по проблемам региона Сергей Маркедонов из независимого московского Института политического и военного анализа. - Ни одна из завязанных в войне сторон абсолютно не верит никакой другой.
И снова взаимные обвинения
На сегодняшнюю встречу в Брюсселе приедут министры иностранных дел как Армении, так и Азербайджана, но проблему неожиданно осложнил еще один фактор: в октябре Нагорный Карабах принял местную конституцию, провозгласив себя 'суверенным, демократическим и независимым' государством. Как и референдум по вопросу независимости в отколовшейся некогда от Грузии Южной Осетии, прошедший в понедельник и зафиксировавший, что независимости хочет 99 процентов ее населения, шаг, предпринятый Нагорным Карабахом, имеет, по большому счету, чисто символическое значение - однако он тут же вызвал яростные протесты.
- Территориальная целостность Азербайджана не может считаться темой для переговоров, - заявил во время встречи с иностранными журналистами президент Азербайджана Ильхам Алиев. - Позиция Армении продиктована их мечтами и их желаниями. Они считают, что временное военное преимущество, которым они обладают, дает им право думать, что Нагорный Карабах может быть отделен от Азербайджана и присоединен к Армении. Этого не будет.
Алиев говорит, что готов предоставить проживающим в Карабахе армянам 'автономию' в рамках азербайджанского государства, но только в том случае, если все азербайджанские беженцы получат возможность вернуться в свои дома. При этом представители Азербайджана отказываются даже обсуждать вопрос возвращения полумиллиона армян, изгнанных из столицы Азербайджана Баку и других городов страны сразу после распада СССР.
Счастливый билет под названием 'нефть'
Три года назад Азербайджану, некогда одной из беднейших республик Советского Союза, выпал счастливый лотерейный билет под названием 'нефть'. Только за текущий год за счет ввода в эксплуатацию крупных месторождений нефти и газа экономика этой маленькой кавказской страны вырастет на треть, а размер госбюджета вырос уже вчетверо по сравнению с 2004 годом. В этом году компания British Petroleum к тому же открыла нефтепровод Баку-Джейхан, по которому к 2009 году на западные рынки планируется перекачивать до миллиона баррелей каспийской нефти ежедневно.
Нефтяные деньги могут пойти на оружие
Бюджет страны растет, как растет и роль Азербайджана в обеспечении глобальной энергетической безопасности, а вместе с ними увеличивается и стратегическое значение республики. США стремятся наладить с Алиевым как можно более близкие отношения, поскольку он вместе с ними участвует в борьбе с международным терроризмом и, кроме того, является единственным в исламском мире лидером преимущественно шиитского государства, поддерживающим светскую власть и прозападную политику.
- На мировых рынках уже проявляется влияние азербайджанской нефти, - считает Питер Сайнотт (Peter Sinott), эксперт нью-йоркского Бруклин-колледжа (Brooklyn College), - Нефтяные доходы Баку в предстоящие пять лет существенно вырастут. Остается понять, что они будут с этими доходами делать.
Алиев знает, что с ними делать. Например, на эти деньги он намерен построить военную машину мирового класса. Военные расходы Азербайджана за последнее время выросли в разы - от 135 миллионов долларов в 2003 году до миллиарда, заложенного на следующий. И такова тенденция на всем Кавказе: в той же Армении расходы на вооруженные силы растут на 22 процента в год и составят в 2007 году, по данным Стокгольмского международного института по изучению проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute), 212 миллионов долларов.
- Мы находимся в состоянии войны, и мы должны быть сильны, - заключил Алиев. После этого он быстро прибавляет, что, в любом случае, на стороне Азербайджана само время, потому что доходы от экспорта нефти быстро сделают экономику его страны современной и диверсифицированной, но говорит, - мы ведем переговоры. Но мы понимаем, что чем ты сильнее, тем сильнее у тебя позиция.
Правда, в азербайджанском захолустье, где беженцы из Карабаха составляют более 10 процентов населения, такой 'долгосрочный' взгляд на вещи вряд ли кому-то понравится.
Временное решение
Ягуб Алескеров - один из тысяч карабахских беженцев, недавно переселенных из лагерей типа Сабирабада на средства азербайджанского правительства. Теперь он живет в Билесуваре, городе рядом с азербайджано-иранской границей. Ему дали двухкомнатный сборно-щитовой домик со всеми удобствами и маленький участок земли, на котором он выращивает овощи. Условия его жизни улучшились радикально, но Алескеров остается непримирим.
- Это все временно, - говорит он. - Президент обещал нам, что мы вернемся в свои дома, и это единственное, чего мы ждем.
По словам Махмуда Гулаева, главы одного из районов Билесувара, Алескеров не одинок.
- Люди здесь очень обозлены, они хотят действий против армян, - говорит он. - Агрессоры будут наказаны. Если нашу землю не вернуть мирным путем, придется искать другие методы.