Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сверхдержава? Скорее уж сверхнасос

А что же Канада?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Премьер-министр Стивен Харпер представляет Канаду как 'будущую энергетическую сверхдержаву'. Звучит красиво - ведь сегодня богатые энергоносителями страны пользуются непомерным экономическим и политическим влиянием; не говоря уже о том, что их казна ломится от нефтедолларов. На ум сразу приходит Россия. Под руководством Владимира Путина эта страна осуществляет гигантские энергетические проекты, используя их для частичного восстановления былого имперского величия

Премьер-министр Стивен Харпер (Stephen Harper) представляет Канаду как 'будущую энергетическую сверхдержаву'. Звучит красиво - ведь сегодня богатые энергоносителями страны пользуются непомерным экономическим и политическим влиянием; не говоря уже о том, что их казна ломится от нефтедолларов. На ум сразу приходит Россия. Под руководством Владимира Путина эта страна осуществляет гигантские энергетические проекты, используя их для частичного восстановления былого имперского величия. Еще несколько лет назад с Россией по сути никто не считался. Сегодня другие страны выстраиваются в очередь, выпрашивая у нее нефть и газ, а г-н Путин милостиво соглашается - за хорошую цену, конечно.

А что же Канада? Наша страна действительно богата энергоносителями, но где же идущее в комплекте экономическое и политическое могущество? Пока Канада, похоже, вполне удовлетворена ролью кладовой сырья для американского рынка. Мы выкачиваем (или выкапываем) его из земли и тут же экспортируем - вот и все. Кроме вывоза сырья, нас, по сути, ничего не интересует.

Взять хотя бы Enbridge. Вчера, на конференции в Пекине вторая по величине канадская нефтетранспортная компания объявила, что трубопровод Gateway стоимостью в 4 миллиарда долларов (американских, не канадских) вступит в строй к 2014 г. (несколько позднее, чем планировалось первоначально). По этой 'нитке' длиной в 1100 километров нефть, добытая из битуминозных песков провинции Альберта, будет доставляться в один из портов на побережье Британской Колумбии, а оттуда она на танкерах переправляться в Азию. В проекте примут участие также две китайские государственные нефтяные компании - PetroChina и Sinopec. Пока же Enbridge ускоряет строительство нефтепровода Alberta Clipper для транспортировки сырья в Соединенные Штаты.

В проекте Gateway нет ничего предосудительного. Диверсификация нефтяных рынков сбыта полностью соответствует интересам Канады. Так что заполучить другого крупного иностранного клиента, помимо США, вполне целесообразно, пусть даже тот факт, что канадская нефть будет 'уплывать' за океан, и вызывает у американцев нервозность - они в принципе не воспринимают месторождения Альберты как 'иностранные'. Проблема в другом: страна приобретает привычку действовать по принципу 'качай и вези'.

Вместо этого Канада могла бы подняться выше по 'ценовой цепочке', превратившись в один из мировых центров очистки и переработки нефти. На своих нефтеносных песках она могла бы построить целую отрасль промышленности. Тем не менее, все стратегические решения, принятые в последнее время нашим бизнесом, толкают страну в противоположном направлении.

EnCana недавно заключила с ConocoPhillips сделку на 11 миллиардов долларов, связанную с расширением добычи на нефтеносных песках: добытый битум будет отправляться на нефтеперерабатывающие заводы Conoco в Иллинойсе и Техасе, где из него будут получать бензин. С таким же успехом можно было бы отправлять в США бревна, чтобы там из них изготавливали промышленную продукцию - паркет или мебель.

Аналогичным образом, возможно, поступит и Royal Dutch Shell. За планируемым выкупом доли миноритарных акционеров в ее канадском филиале Shell Canada может последовать соглашение о переработке добытого из нефтеносных песков сырья на американских заводах. Аналитики считают, что главная цель приватизации Shell Canada заключается в привязке добычи на нефтеносных песках к перерабатывающей инфраструктуре Royal Dutch.

Многие депутаты канадского парламента и законодательного собрания провинции Альберта недовольны решением EnCana об отправке 'сырой' продукции для переработки на американские заводы. Однако близорукость в этом вопросе проявили как федеральные, так и региональные власти. Правительство провинции Альберта создало на нефтеносных песках Атабаски настоящую пробку, как в большом городе в час пик. Оно десятками выдавало лицензии на осуществление проектов, а затем усугубило эту ошибку, снизив ставку аренды по новым проектам почти до нуля на весь период, пока не окупятся капитальные затраты. Результатом стала неприемлемая эскалация затрат: по некоторым крупным проектам расходы на миллиарды долларов превысили первоначальную планку. Денег на строительство перерабатывающих заводов просто не осталось: они все ушли в добычу. И даже если бы кто-то захотел этим заняться, для такого строительства не найдется свободных рабочих рук.

Федералы, в свою очередь, не смогли разработать стратегию развития промышленности, которая побуждала бы нефтяную отрасль Альберты двигаться вверх по ценовой цепочке. Вместо этого Оттава предоставила нефтяным компаниям налоговые льготы на миллиарды долларов, вроде скидок на повышение капитальных затрат, поощряя их к безоглядному увеличению добычи. А переработка добытого в Альберте битума превращается в почетное право и обязанность американских энергетических компаний.

Ряд политиков провинции, в том числе и парочка из тех, кто стремится сменить на посту ее премьер-министра консерватора Ральфа Кляйна (Ralph Klein), заговорили было о введении режима отчислений за пользование недрами, побуждающего нефтяные компании перерабатывать сырье на месте. Согласно этому предложению, тем, кто предпочтет отправлять битум за пределы провинции, арендная плата должна быть увеличена.

Однако эти разговоры постепенно утихают, да и в любом случае, применять 'арендный кнут', пожалуй, уже поздно.

Как только первая партия битума пересечет границу, остановить этот поток будет очень трудно. Американские заводы уже переоборудуются и расширяются специально под обработку сырья из Альберты. Если битум не поступит, эти многомиллиардные инвестиции окажутся под угрозой. Да и в статьях Североамериканского соглашения о свободной торговле, посвященных инвестициям, наверняка найдутся положения, применимые к подобной ситуации.

Тем не менее, г-н Харпер продолжает лелеять величественную идею о превращении Канады в новую энергетическую сверхдержаву. Интересно, как он понимает само слово 'держава'? Пока страна выглядит всего лишь 'сверхпоставщиком'. Выпрашивать энергоносители у Канады никому не приходится. Они попросту выкачиваются из страны без каких-либо экономических и политических условий.

____________________________________________________________

Вот она, новая энергетическая сверхдержава ("The International Herald Tribune", США)

Энергетическая небезопасность ("The Wall Street Journal", США)