Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Настоящее оружие - не само вето, а угроза его применения

Мы должны разъяснить европейским партнерам, почему дискриминация со стороны России для нас неприемлема

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В международной политике эффективным оружием является не само вето, а угроза его применения. Потому что после выстрела из такой большой пушки может не хватить политических боеприпасов на продолжение битвы. И я боюсь, что как раз этих боеприпасов Польше сейчас не хватает. Мы не разработали следующие шаги, у нас нет плана на тот случай, если европейские партнеры с нами не согласятся, или если Россия не уступит. У нас нет стратегии выхода из тупика

Требования Польши к России - касающиеся отмены торговых ограничений и подписания Европейской энергетической хартии до начала переговоров с ЕС - два разных вопроса, имеющих совершенно отличный видовой характер. Поэтому каждый из них мы должны трактовать по-своему. Если речь идет об ограничениях на экспорт нашего продовольствия, то этот вопрос в полной мере затрагивает Польшу, и мы должны в самой категорической форме ставить его на всевозможных форумах. Мы уже год бьемся над решением этой проблемы, и сейчас, вероятно, самое время для того, чтобы в этих действиях нас поддержал Европейский Союз.

Но ситуация выглядит совсем иначе, если речь заходит об Энергетической хартии. Эта проблема касается Польши в незначительной степени, скорее, это проблема всего ЕС. Однако наши западные партнеры не собираются по этой причине блокировать переговоры с Россией, хотя они больше нас заинтересованы в том, чтобы эта страна открыла государствам ЕС свой энергетический рынок. Поэтому я не знаю, в чем смысл того, чтобы именно Польша поднимала этот вопрос. Могу лишь предполагать, что речь шла о некой демонстрации, о том, чтобы показать, что мы не сосредоточены исключительно на собственных интересах, но охотно беремся и за более широкие вопросы, касающиеся всего Сообщества.

Возвращаясь к вопросу о блокаде экспорта польского продовольствия - здесь мы явно имеем дело с дискриминацией со стороны России, и эта дискриминация является политически мотивированной. Поэтому категоричные шаги польской стороны в полной мере обоснованы.

Только нужно было заранее согласовать их с нашими партнерами. В связи с тем, что за вето придется заплатить политическую цену, за ним должна была стоять солидная дипломатическая подготовка. Ведь в этом деле мы могли получить поддержку со стороны партнеров - хотя бы Литвы, интересы которой совпадают с нашими. К сожалению, мы остались в одиночестве.

Почему? Может, просто не хватило политического профессионализма, осознания того, что для получения поддержки надо работать, обретать партнеров? Но есть и гораздо более прискорбное для нас объяснение. Не исключено, что за последний год Польша растратила свой политический капитал, нерасторопно и безрассудно блокируя другие решения ЕС по вопросам, которые не обязательно важны для наших интересов.

Увы, мы на славу потрудились над тем, чтобы приобрести имидж государства, которое изолирует себя и является источником проблем. И, возможно, в этом главная причина нашей нынешней слабости.

Однако я не хочу утверждать, что не следует пользоваться правом вето. Совсем наоборот. В ситуациях, когда протест касается жизненно важных интересов государства, которое с ним выступает (а это условие выполнено по вопросу экспорта продовольствия), такие шаги признаются Европейским Союзом нормальными.

Однако всегда стоит помнить о том, что в международной политике эффективным оружием является не само вето, а угроза его применения. Потому что после выстрела из такой большой пушки может не хватить политических боеприпасов на продолжение битвы. И я боюсь, что как раз этих боеприпасов Польше сейчас не хватает. Мы не разработали следующие шаги, у нас нет плана на тот случай, если европейские партнеры с нами не согласятся, или если Россия не уступит. У нас нет стратегии выхода из тупика.

Теперь единственный шанс - в польской дипломатии. Мы должны разъяснить европейским партнерам, почему мы были вынуждены совершить такой решительный шаг. Почему для нас неприемлема ситуация, при которой Россия нас дискриминирует, а остальные страны ЕС делают вид, будто ничего не происходит. Я считаю, что по этим вопросам Польша должна сохранять твердую позицию.

Но при этом я не стал бы беспокоиться за наши отношения с Россией. Не думаю, что они могли ухудшиться. Во-первых, я считаю, что Россия была готова к нашему шагу. Во-вторых, наши отношения настолько плохи, что польское вето не станет фактором, который ухудшит их дополнительно.

Не знаю, позволит ли жесткая позиция польских властей преодолеть какие-либо проблемы на линии Варшава-Москва. Но я уверен, что без поддержки со стороны других стран Европейского Союза Польша многого не достигнет.

Дариуш Росати - депутат Европейского Парламента от Социал-демократической партии Польши, бывший министр иностранных дел.

_______________________________________________________

Польша в очередной раз делает 'обиженную мину' ("Polonia", Польша)