Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Знаю: по идее я должен беспокоиться об опасных тенденциях в мировоззрении американцев, выявленных создателями фильма 'Борат'. Но меня больше заботит другое: над чем смеются американские зрители в кинотеатрах. Фильм, конечно, уморительный - я сам хохотал как безумный

Знаю: по идее я должен беспокоиться об опасных тенденциях в мировоззрении американцев, выявленных создателями фильма 'Борат'. Но меня больше заботит другое: над чем смеются американские зрители в кинотеатрах.

Фильм, конечно, уморительный - я сам хохотал как безумный. Да, Саша Бэрон Коэн (Sacha Baron Cohen) - настоящей мастер комедии. В его 'Шоу Али Джи' ("Da Ali G Show") в равной мере доставалось исполнителям хип-хопа, акулам высокой моды и напыщенным 'говорящим головам'.

Но в 'Борате' он скорее напоминает школьного хулигана, издевающегося над наивными одноклассниками. Этот городской умник является в сельскую глубинку, изображая грубияна-казаха, чтобы испытать реакцию простаков-американцев: ну-ка посмотрим - правда ли эти мужланы такие варвары?

Если учесть, что именно проделывал с ними Коэн - бегал нагишом по отелю, назвал чью-то жену уродиной, притащил на званый обед мешок фекалий - самое удивительное, насколько вежливо вели себя эти 'неотесанные' провинциалы. Нескольких Борату удалось спровоцировать, и они поддержали его гадкие высказывания, но подавляющее большинство встретившихся ему американцев показали себя порядочными людьми, старавшимися вести себя любезно с чокнутым иностранцем.

А вот жителям Казахстана повезло меньше. В фильме их изображают скопищем насильников, проституток, мракобесов и идиотов. Я всегда инстинктивно становлюсь на сторону юмористов, когда их начинают преследовать за 'клевету', но в этом случае отлично понимаю казахов, которых возмущает то, что их перед всем миром превращают в посмешище. У Казахстана и без того хватает проблем.

Лучше бы Коэн использовал для своих шуток выдуманную страну, вроде Молвании из веселого 'Путеводителя для одуревшего туриста' (Jetlag Travel Guide), вышедшего пару лет назад. Задумка авторов чем-то напоминает коэновскую: они изобразили нищую, забытую богом страну, якобы входившую раньше в состав СССР. Молвания - 'земля, нетронутая современной стоматологией', там существует уникальная форма народной музыки, где 'акцент делается на громкость, а не на мелодию'. День ее святого-покровителя отмечается 'парадами, церковными службами и международной выставкой-ярмаркой вооружений'. На конкурсе 'мисс Молвания' участницы, облаченные в халаты медсестер, дефилируют по 'особо прочному подиуму'. Шутки здесь остроумнее, чем в 'Борате', да и наслаждаться ими приятнее, поскольку вы знаете, что никакой Молвании не существует, и ее жителям не приходится смотреть, как издеваются над их национальным гимном. У молванцев есть и жестокие обычаи: сожжение ведьм по-прежнему узаконено, а ежегодная 'бычья охота' представляет собой травлю стада перепуганных коров вооруженными до зубов людьми, после которой всех присутствующих приглашают на шашлыки.

Но все это не отдает такой безвкусицей, как 'травля еврея' из 'Бората'. Больше всего в этом фильме меня смущает его изначальный постулат: крестьяне, не знакомые с западными ценностями, должны по определению быть антисемитами, расистами, гомофобами и женоненавистниками. 'Борат' - абсурдная карикатура, но мы бы не смеялись над ней, если бы не думали, что в стереотипе 'нравственно отсталого' мужлана есть своя доля истины.

Именно этот стереотип побуждает жителей Запада к миссионерству, и речь здесь идет не только о христианских священниках, пытающихся наставить на путь истинный крестьян в богом забытых уголках планеты. У этого 'прозелитизма' есть и светская ипостась. Существует явление, которое антрополог Ричард Шведер (Richard Shweder) называет 'имперским либерализмом': когда странам 'третьего мира' навязывают западное представление о правах личности, даже если оно идет вразрез с местными обычаями и семейными традициями.

Если вы побываете в настоящей казахской деревне (не той, что показана в 'Борате' - ее снимали в Румынии), вы обнаружите, что многие тамошние жители - как мужчины, так и женщины - относятся к американским ценностям довольно скептически. Некоторые наши права и свободы их восхищают, но они видят и обратную сторону западного индивидуализма - непрочность семейных уз. Они инстинктивно сочувствуют всем детям, оторванным от родительского очага, всем взрослым, живущим в одиночестве.

Вы также убедитесь, что многие из этих селян хотят иметь западную технику, вроде iPod-ов, которых так жаждут крестьяне в 'Борате', и страстно желают дать детям образование, чтобы они могли устроиться не только в родной деревне. А когда дети переедут в город, они станут богаче, и воспримут западные ценности без посторонней помощи.

Пока же они не нуждаются в наших нотациях - и тем более высокомерных насмешках со стороны комика с кембриджским дипломом. Кто-то из казахов пытается отстоять честь своей родины, указывая на высокий уровень грамотности и почти полное отсутствие антисемитизма в стране, но они понимают - с Голливудом тягаться бесполезно. Пока киноиндустрию контролируем мы, смеяться будут над ними.

____________________________________________________________

Новая разновидность конкурсов красоты ("The Economist", Великобритания)