Российский концерн 'Ситроникс', принадлежащий АФК 'Система', сообщил о том, что собирается в течение трех лет выкупить 49% акций греческой корпорации Intracom S.A., производителя оборудования для систем связи. 'Ситроникс' уже владеет 51% акций Intracom S.A., причем часть подготовки этой сделки велась и в Праге, в компании Strom Telecom, которая также является дочерней компаний 'Ситроникса'.
Часто можно услышать сетования по поводу того, что Россия, мол, является не более чем сырьевым придатком Запада. Однако принадлежащий россиянам и развивающийся в ежедневном контакте с российскими коллегами многонациональный Strom Telecom - лучшее опровержение мрачных пророчеств о неизбежности 'голландской болезни' России, непреодолимой отсталости технологий и т.д.
За развитие Strom Telecom отвечает его исполнительный директор Игорь Гулак, чех по происхождению, который долгое время работал в Великобритании. Именно он участвоваль в подготовке покупки 'Ситрониксом' греческой компании.
О том, чем именно заинтересовал россиян Intracom S.A., об интернациональной специфике Strom Telecom, планах развития компании и важности познания чужой культуры в разговоре с Натальей Судленковой рассказал Игорь Гулак.
А что именно приобретается, когда речь идет о покупке активов высокотехнологичных предприятий - оборудование, ноу-хау, связи, торговый знак?
Это нельзя обобщать все приобретения, каждый конкретный случай предполагает свои цели. Если говорить о покупке Intracom S.A., то для 'Ситроникса' был важен ряд факторов. Первое - это то, что продукция греческой компании дополняет ассортимент и расширяет предложение на рынке коммуникационных услуг нашей основной компании. Во-вторых, приобретая Intracom S.A., 'Ситроникс' фактически покупает вход на рынки, которые до сих пор были для нас закрыты.
Strom Telecom и 'Ситроникс' - достаточно молодые предприятия, в то время, как Intracom S.A. на рынке уже более 30 лет. Насколько опыт греческой компании применим в деятельности Strom Telecom?
Безусловно, он применим и очень важен для нас. Intracom S.A.
является лидером в регионе Средиземного моря, юга Европы и Африки и самым большим поставщиком услуг в области коммуникаций. Среди его заказчиков - известные операторы мобильных телефонных сетей.
Хорошая репутация и раскрученная торговая марка дорогого стоят. Какая марка будет использована при дальнейших продажах Intracom S.A.?
Это очень серьезный вопрос. Марка Intracom S.A. очень сильна, известна на рынках. С другой стороны, марка Strom Telecom тоже небезызвестна клиентам на тех рынках, где мы работаем. Пока мы не спешим принимать окончательное решение. Необходимо использовать сильные стороны обеих фирм. Мы для начала сделаем исследования, которые помогут нам и 'Ситрониксу' - главному акционеру обеих фирм, принять правильное решение, способное поддержать нас во всех регионах, в которых мы будем работать.
А что Вы считаете слабыми сторонами фирм?
Я не думаю, что есть какие-то конкретные слабые стороны. Хотя, скажем, слабым элементом в данном случае можно считать то, что Strom Telecom в восприятии клиентов в определенном регионе не будет так показателен и силен, как Intracom S.A. И наоборот. Но совместная скоординированная деятельность на рынках позволяет нам превратить эти недостатки в достоинства.
Влияет ли на решение о покупке других предприятий личностный фактор, культурные отличия и т.д.?
На принятие решения о покупке компании всегда влияют два критерия. Окончательное решение есть, с одной стороны, результат сложных математических расчетов, анализа. С другой стороны, если даже окажется, что это очень выгодный проект, но потом люди сядут к столу переговоров и не найдут общий язык, не сумеют договориться, то все может пойти насмарку.
Насколько фактор культурных различий между владельцами-россиянами и сотрудниками в Чехии сказывается на повседневной деятельности предприятия?
Мы смогли создать особую внутрифирменную культуру, в которой эти различия не оказывают влияния на развитие компании. Думаю, что в этом отношении мы идем правильной дорогой - у нас есть заказчики в России, оперативный менеджмент, технические специалисты постоянно находятся в контакте с заказчиками. В Strom Telecom работает 2400 человек, из них более половины - выходцы из стран бывшего СССР. Понятие бизнеса росло вместе со Strom Telecom, оно основывается на взаимопонимании между этими людьми как здесь, в Чехии, так и в России.
Удалось ли вам избежать комплекса 'младшего брата' по отношению к россиянам?
Для нас эта проблема просто не существует. Strom Telecom и сам сумел проникнуть на российский рынок и доказать, что не является младшим братом. Наше сотрудничество с 'Ситрониксом' интерактивное. Я сказал бы, что отношение 'Ситроникса' - это корректное отношение серьезного акционера, умеющего работать. Если бы у нас возникали проблемы на уровне 'старший - младший брат', то мы бы просто остановились на месте. Само динамичное развитие Strom Telecom говорит о том, что у нас нет необходимости уделять время этим вопросам.
Strom Telecom в буквальном смысле ворвался на рынок телекоммуникационных технологий, когда предложил технические решения для российской компании МТС. Вы подсчитывали, сколько разговоров проходит через вашу систему?
Приблизительно 60 миллионов разговоров ежедневно только в московской области. Это огромное количество. Наши российские заказчики относятся к самым крупным операторам не только в Европе, но и во всем мире.
Есть ли какая-то техническая граница экстенсивного развития сетей? На сегодняшний день каждая включенная в систему новая плата позволяет увеличить число клиентов. Есть ли предел этому количеству?
Я не уверен в том, что существует какая-то граница чисто экстенсивного развития, мы с коллегами этот момент никогда не обсуждали. Думаю, что граница заключается не в том, сколько присоединится еще плат, или насколько надо увеличить помещение, хотя и это порой играет решающую роль. Дело, скорее, в оптимизации затрат на работу. Попробуйте вспомнить, сколько вы платили десять лет назад за минуту местного или международного разговора? И сравните это с сегодняшними ценами. Тренд однозначен. Вот главный движущий мотор!
Различные регионы России имеют совершенно разный уровень технического развития. Можно ли предложить один и тот же стандарт услуг избалованному изысками цивилизации москвичу и жителю глухого сибирского села?
Безусловно, решение существует. И для такой огромной страны, как Россия, самой востребованной будет возможности внедрить беспроводные коммуникационные технологии, мобильную связь и пр. Это очень интересная область, которая бурно развивается, и люди
даже в самых отдаленных уголках страны хотят иметь современные технологии. Развитие не остановить!
Материал опубликован в пилотном номере газеты 'Пражский телеграф'