Президент США по пути во Вьетнам остановится на несколько часов в Москве. Победа демократов в Вашингтоне вряд ли улучшит двусторонние отношения, которые сейчас находятся в крайне плачевном состоянии.
В среду по дороге на саммит АТЭС в Ханое, Джордж Буш предусмотрел недолгую посадку в Москве, чтобы заправить 'борт номер один'. Владимир Путин должен встретиться со своим американским коллегой в аэропорту, это будет их первая встреча после победы демократов в Конгрессе. Чего можно ожидать от этой недолгой встречи, о которой объявили в прошлую пятницу, учитывая, что главы государств снова увидятся в конце этой недели во Вьетнаме?
'Мы ждем, что будет сделано заявление, иначе зачем нужна была эта посадка?', - считает Мария Липман, исследователь Московского Фонда Карнеги, специалист по отношениям между Россией и США. По мнению этого эксперта, Буш надеется заручиться поддержкой Путина по иранскому ядерному досье - более жесткой позиции Москвы в отношении Тегерана - в обмен на подписание протокола о присоединении России к ВТО. На прошлой неделе Вашингтон и Москва объявили о достижении принципиальных договоренностей по этому вопросу после десяти лет двусторонних переговоров. Официальное подписание протокола может произойти в Ханое, что откроет двери ВТО для России, последней державы, не являющейся членом этой организации, насчитывающей 194 страны. Герман Греф, глава Минэкономразвития РФ, предупредил, что на окончательное завершение многосторонних переговоров может потребоваться несколько месяцев. Осталось урегулировать еще много вопросов. Главным образом, американский Конгресс должен поддержать это досье, в котором кровным образом заинтересованы многочисленные лобби, например сельскохозяйственное или голливудское, которое волнуют вопросы интеллектуальной собственности.
'Победа демократов в Вашингтоне не сулит ничего хорошего России, - считает Вячеслав Никонов из близкого Кремлю фонда 'Политика'. 'Я думаю, что отношение к Москве станет жестче', - добавляет Сергей Караганов, заместитель директора Института Европы. 'Демократы более критично настроены по вопросам прав человека', - подтверждает Мария Липман. Несмотря на то, что в последнее время администрация Буша не относилась попустительски к отступлениям от демократических принципов в России. Но мнению Липман, двусторонние отношения между Россией и США зависят не столько от цветов Конгресса, сколько от многочисленных факторов внутренней и внешней политики. 'И характер этих отношений в большой степени будет зависеть от самой России'.
Вопрос о лицензиях
Эксперты единодушно соглашаются с выводом Марии Липман о том, что 'двусторонние отношения в настоящее время находятся на самой низкой точке с начала посткоммунистической эпохи'. По мере того, как преисполненная уверенности в себе новая Россия возвращала свои позиции на международной арене, количество разногласий по дипломатическим вопросам (Ирак, Иран, Ближний Восток) возрастало. Бывшие вассалы советской империи (Грузия, Беларусь, Центральная Азия) сейчас, как никогда, являются дипломатическим яблоком раздора между Вашингтоном и Москвой. В области экономического сотрудничества отношения стали крайне напряженными после того, как у крупных международных нефтяных компаний, например 'Exxon Mobil', возникли проблемы с лицензиями на разработку месторождений, а Chevron и ConocoPhillips, не допустили к участию в Штокмановском проекте в Баренцевом море.
Единственное, что не дает отношениям скатываться еще дальше - это хорошие личные отношения между Джорджем Бушем и Владимиром Путиным, считает Виктор Кременюк, замдиректора Института США и Канады. Но каждый из них испытывает давление в своей собственной стране: американский президент - со стороны Конгресса и общественного мнения страны, которое отрицательно относится к упадку российской демократии; российский президент - со стороны бюрократического аппарата и силовых структур (военного лобби и лобби спецслужб).
Самые рьяные обозреватели Востока и Запада в начале года уже провозгласили о начале новой 'холодной войны'. Сегодня, отмечает Мария Липман, Россия более не является приоритетным направлением внешней политики Соединенных Штатов. Даже если госсекретарь Кондолиза Райс и новый министр обороны Боб Гейтс (Bob Gates) в прошлом были специалистами по отношениям с Россией. Правда, Россия обладает важными козырями в нескольких международных вопросах, представляющих стратегическую важность для Вашингтона, начиная с Ирана и далее по списку. Но несмотря ни на что, нельзя сбрасывать со счетов возможность того, что Буш добьется поддержки Владимира Путина по иранскому ядерному вопросу. Только ради чего? Мария Липман очень скептически смотрит на способность Запада положить конец развитию ядерной программы Ирана, не зависимо от того, поддержит ли его в этом вопросе Москва, или нет.
________________________________________
Путин воспользуется слабостью Буша ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
'Холодная война' - в буквальном смысле ("The New York Times", США)
Америка развязывает новую 'холодную войну' ("The Nation", США)