Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китай должен отойти от экономического национализма

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Открыв свою экономику для инвестиций из внешнего мира, Китай обеспечил себе десятилетия экономического роста. Но не пытается ли сегодня страна повернуться спиной к иностранным инвестициям? Не означает ли этот популистский ответ на недовольство народа, что Китай вступает в новую эру экономического национализма?

Открыв свою экономику для инвестиций из внешнего мира, Китай обеспечил себе десятилетия экономического роста. Но не пытается ли сегодня страна повернуться спиной к иностранным инвестициям? Не означает ли этот популистский ответ на недовольство народа, что Китай вступает в новую эру экономического национализма?

Международное бизнес-сообщество в беспокойстве. В последнее время остановлено сразу несколько крупных проектов, предусматривавших переход китайских компаний под контроль иностранцев. В октябре руководство американского частного инвестиционного фонда Carlyle заявило, что готово заплатить 375 миллионов долларов за 85 процентов акций государственной машиностроительной компании Xugong, однако власти воспротивились этому, и компания превратилась в совместное предприятие с паритетным участием. Фонд, которым руководит компания Goldman Sachs, еще с мая ждет положительного решения государства о покупке крупнейшей в Китае компании по заготовке мяса Shineway. Немецкую компанию Schaeffler тоже остановили на этапе согласования сделки по покупке машиностроительной корпорации Luoyang с государством. Этот список можно продолжить.

Беспокойство иностранных инвесторов усиливается еще и из-за того, что Китай выпустил целый ряд направленных против них законов. Месяц назад вице-премьер Китая Ву И (Wu Yi) попытался успокоить руководителей транснациональных компаний, заявив, что Китай 'приветствует иностранные инвестиции во всех их формах'. Однако в то же время от других представителей власти исходили сигналы совершенно иного толка. Отчетливо прослеживается тенденция на коренной пересмотр существующей политики. Ли Дэшуй (Li Deshui), бывший руководитель Национального статистического бюро, выступая перед широкой аудиторией, в том числе и премьер-министром Вэнь Цзябао (Wen Jiabao), заявил, что продолжать мириться с 'недружественными поглощениями' китайских предприятий было бы опасно.

Предприятия, почувствовавшие угрозу перекупки, и вовсе не стесняются в выражениях. Сян Вэньбо (Xiang Wenbo), генеральный директор компании Sany, главного конкурента Carlyle Group в борьбе за Xugong, начал в интернете акцию, уже окрещенную 'войной' и направленную на то, чтобы, возбудив в аудитории националистические чувства, не допустить сделки с американцами.

Проявления экономического национализма - это в какой-то мере реакция на протекционизм со стороны США. В последнее время китайские компании участвовали в двух тендерах на покупку американских предприятий, и из обоих были исключены, в том числе и по политическим мотивам. В частности, попытка China National Offshore Oil Corporation купить компанию Unocal, имеющую значительные активы в Азии, за 18,5 миллиарда долларов была расценена консерваторами как ущемление энергетической безопасности США. Затем компания Haier предложила продать ей старую и почитаемую американскую компанию Maytag, занимающуюся производством бытовой техники и снова на ее пути встали патриотические чувства американцев.

Указанная тенденция имеет под собой и исключительно внутренние корни. Крупные приобретения для Китая пока еще в новинку, и относительно приватизации государственных компаний очень многие в стране испытывают беспокойство, схожее с паранойей. Люди думают, что коррумпированные чиновники могут использовать это как возможность ограбить государство, и считают, что за этим процессом нужен более жесткий контроль.

А в это время Китай все более решительно чувствует себя на международной арене. Молодежь уже считает Китай не очередной развивающейся страной, а страной, развивающейся в настоящую мировую державу. Когда-то Китаю действительно был очень нужен иностранный капитал, но сейчас это уже не так. Теперь деньги иностранцев будут вкладываться на условиях самого Китая.

Тому, кто поглубже заглянет в слова, сказанные в октябре Ву И, станет ясно, что вольница кончилась. Да, в принципе иностранные инвестиции - это все еще хорошо, но Китай хочет получить за свою открытость все, что ему причитается, и свою норму инвестиций транснационалы уже выбрали. Однако с уверенностью говорить о том, что этот экономический национализм надолго, еще рано. Пока мы еще не знаем, что это такое - очередная причуда власти или четкая государственная политика.

Все это означает, что Китай сейчас находится на перепутье, и инвесторы должны продолжать убеждать китайское правительство не поддаваться на соблазны экономического национализма. Однако необходимо не только добиваться своего по конкретным сделкам, но и открыто демонстрировать пользу, которую принесут иностранные инвестиции как конкретному сектору, так и экономике в целом. Если та или иначе сделка потенциально может спровоцировать националистов, инвесторы должны говорит с теми, от кого это зависит, исключительно на языке взаимной выгоды.

Главная опасность сегодня заключается в том, что за сформировавшимся на сегодня климатом могут стоять еще более глубокие политические изменения. Однако еще не поздно. В конечном счете любой шаг обратно к экономическому национализму повредит самому Китаю. Некоторые китайские специалисты говорят, что противостояние иностранным инвестициям - это признак экономической зрелости, однако такое мнение слишком близоруко. Те, кто так считает, не учитывают жесткой реальности конкуренции в рамках международной экономики, которая состоит в том, что только те компании и страны, которые размещают капитал и ресурсы наиболее эффективным образом, побеждают в конкурентной борьбе. А эффективность в данном случае определяется только рынком. Политика открытых дверей, которую проводил Китай в течение последних тридцати лет, уже принесла ему потрясающие результаты. Поэтому Пекин не должен поддаваться соблазну свертывания дальнейшей приватизации.

Автор статьи - управляющий партнер юридической компании DLA Piper Beijing

____________________________________________________________

А Мао как будто и не было. . . В Китае переписывают историю ("The New York Times", США)