У российской стратегии превращения в мирового экспортера сжиженного природного газа (СПГ) есть три противника - западные серые киты, американское правительство и "Газпром".
На настоящий момент они все, в том числе и сам производитель СПГ "Газпром", по довольно разным причинам преуспели в задержке и изменении планов начала поставок из первых в России предприятий по производству СПГ в заливе Анива на Сахалине, а также в откладывании на неопределенный срок планов по созданию совместных предприятий и строительству второго и третьего заводов по производству сжиженного газа - на Балтике и к северу, в Баренцевом море.
В советское время руководители энергетической отрасли предусматривали доставку природного газа внутренним потребителям и отправку его на экспорт по трубопроводам, проложенным по земле в сторону Европы. На потребительском конце этой системы трубопроводов зависимость от российского газа составляет в настоящее время: 100% в Финляндии, 99% в Болгарии, 97% в Словакии и 76% в Греции. По объемам больше всего газа забирает Германия, за ней идут Италия, Турция и Франция. В советский период технологии сжижения газа были дорогими, и Москва считала, что для их внедрения нет насущных экономических обоснований.
Рост цен на энергоносители, имевший место в последние три года, способствовал скоплению у "Газпрома" огромных финансовых резервов. Управляемое Кремлем руководство компании хочет как можно скорее инвестировать эти средства, чтобы избежать обесценивания нестабильного американского доллара и угрозы рыночных манипуляций со стороны Америки и Западной Европы. Это означает растущую заинтересованность "Газпрома" в разностороннем развитии своей деятельности.
Первой стала компания "Shell", десять лет назад предложившая построить в заливе Анива завод по сжижению газа и перевозить его кораблями в Японию и Южную Корею. Завод, способный ежегодно экспортировать 9,6 миллиона тонн сжиженного газа, уже заключил контракты на продажу ежегодно более семи миллионов тонн японским и южнокорейским покупателям на протяжении 20 лет.
Однако огромное превышение первоначальной стоимости проекта, задержки выплаты налогов российскому министерству финансов и ущерб окружающей среде подтолкнули Кремль к попытке передать "Газпрому" половину акций и управление проектом. В настоящее время покупатели из Азии не могут рассчитывать на хотя бы слабый запах или хотя бы каплю газа с Сахалина.
Кампания по защите китов, проводимая российскими природоохранными организациями - и поддерживаемая постановлениями местных судов - идет уже несколько лет. "Royal Dutch Shell", владеющая контрольным пакетом акций и управляющая проектом "Сахалин-2", неоднократно отрицала, что работы по углублению дна и строительству морских платформ, а также пристани для танкеров и прокладка подводных трубопроводов нарушает экологию Охотского моря. Начиная с 2005 года российские суды с этим не соглашаются.
В этом году федеральные власти начали критиковать и строительство газопроводов на суше в связи с вырубкой лесов, повышением угрозы обвалов и другими проблемами. Приостановив действие выданных экологических разрешений, заместитель руководителя российского агентства по охране окружающей среды Росприроднадзор Олег Митволь заявил, что предложенный компанией "Shell" план очистительных мероприятий никуда не годится. "Это несерьезно. Это смешно. Мы ждали технических решений, а они устраняют мелкие локальные проблемы", - сказал Митволь во время инспекции места проведения работ в прошлую субботу.
Меняющаяся экономика газового экспорта убедила газпромовских стратегов в том, что компания тоже должна строить свои собственные предприятия по сжижению газа. В соответствии с этим "Газпром" вел в нынешнем году переговоры с алжирской компанией "Sonatrach" о сотрудничестве в строительстве таких заводов в России для последующего экспорта газа в Северную Америку.
Наталья Борцова, аналитик газовой отрасли из Москвы, сказала "Asia Times Online": "У "Газпрома" серьезные намерения по производству СПГ, однако в настоящее время нет собственных производственных мощностей". По ее словам, необходимые технологии уже доступны, а "Sonatrach" обладает уникальным опытом строительства заводов по производству сжиженного газа, управления ими и продажи СПГ на рынке.
"Сахалинский завод по производству СПГ контролируется "Shell", и "Газпром" пока безуспешно пытается получить там долю". Она сказала, что проект строительства завода по сжижению газа в Санкт-Петербурге предусматривает участие "PetroCanada" и "Газпрома", "однако переговоры все еще находятся на уровне меморандума о намерениях".
Она признала, что желание "Газпрома" экспортировать СПГ на американский рынок приведет к конкуренции с "Sonatrach", уже являющейся крупным поставщиком на этот рынок, если только они не согласятся сотрудничать. "Очень важно завязать сотрудничество, а не конкурировать", - сказала Борцова.
Американская администрация возражает против утверждений о том, что сотрудничество "Газпрома" и "Sonatrach" угрожает газовому рынку возможным совместным установлением цен. Однако американцы не смогли отговорить "Sonatrach" от подписания с "Газпромом" меморандума о взаимопонимании.
В то же самое время Кремль поменял свое мнение о полезности предоставления американским компаниям контрольного пакета акций и оперативного контроля над заводами по сжижению газа, строительство которых планируется на побережье Финского залива неподалеку от Санкт-Петербурга совместно с "PetroCanada" и на побережье Баренцева моря совместно с американскими компаниями "ChevronTexaco" и "ConocoPhillips".
Как говорится в заявлении компании "PetroCanada", сделанном 12 октября 2004 года, глава компании Рон Бреннеман (Ron Brenneman) и председатель "Газпрома" Алексей Миллер подписали меморандум о взаимопонимании, целью которого является "изучение проекта строительства совместного завода по сжижению природного газа, который начиная с 2009 года будет на кораблях поставляться на рынки Северной Америки. В частности, Меморандум предусматривает совместное строительство "Газпромом" и компанией "PetroCanada" завода по сжижению газа неподалеку от Санкт-Петербурга, а также изучает возможности поставок продукции этого завода в Северную Америку".
Однако без поставок газа договор останется только на бумаге.
Поэтому решение "Газпрома", принятое 9 октября - через два года после подписания меморандума о взаимопонимании с "PetroCanada" - экспортировать газ, который будет добываться на Штокмановском месторождении, только по трубопроводам, может на неопределенный срок отложить строительство завода по производству СПГ. Как говорится в заявлении "Газпрома", "поставки газа из Штокмановского месторождения на европейский рынок по газопроводам будут иметь приоритет над поставками СПГ. Штокмановское месторождение будет ресурсной базой российского газового экспорта в Европу по газопроводу Nord Stream (бывшему Северо-Европейскому газопроводу - прим. перев.). Газпром будет разрабатывать месторождение самостоятельно, без привлечения иностранных партнеров".
По последним оценкам "Газпрома", запасы Штокмановского месторождения составляют более 4 триллионов кубических метров газа. Компания также пришла к выводу, что добыча газа и конденсата и последующая перекачка их на расстояние 550 километров до берега будут менее рискованными и менее затратными, чем представлялось ранее. Политическая ценность сжижения газа на побережье Баренцева моря или в Финском заливе исчезла, по крайней мере сейчас - и Россия на ближайшее будущее оставит североамериканский рынок сжиженного газа компании "Sonatrach".
Китайский рынок представляет для "Газпрома" трудности в плане поставок, если только он не перенаправит на него сахалинский газ, предназначенный, согласно контрактам, для японских и корейских покупателей. По оценкам, обнародованным на прошлой неделе, строительство Алтайского газопровода протяженностью 2700 километров из Западной Сибири в Китай потребует инвестиций в размере около 14 миллиардов долларов США.
Даже если бы это было возможно, стремление "Газпрома" поставлять большие объемы газа на китайский рынок уже с 2009 года может быть подорвано нехваткой газа.
"Мы не думаем, что у "Газпрома" есть газ для этого, по крайней мере, в Западной Сибири, - сказал Адам Ландес (Adam Landes), аналитик из "Renaissance Capital". - Однако мы по-прежнему считаем, что в Азию российский газ будет поставляться только из Восточной Сибири и с Сахалина, и не допускаем мысли, что Алтайский газопровод будет когда-либо построен".
Джон Хелмер - журналист, с 1989 года живущий в Москве и специализирующийся на освещении российского бизнеса