Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Нефтяная политика Путина

По мнению России, энергоресурсы это удобный способ политического давления

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во времена "холодной войны" сила Москвы была в ее ядерных ракетах. Сейчас она заключается в нефти и газе, поскольку многие соседи России попадают во все большую зависимость от экспорта ее энергоресурсов. И все было бы нормально, если бы Кремль не использовал нефть в качестве инструмента власти.

Во времена "холодной войны" сила Москвы была в ее ядерных ракетах. Сейчас она заключается в нефти и газе, поскольку многие соседи России попадают во все большую зависимость от экспорта ее энергоресурсов. И все было бы нормально, если бы Кремль не использовал нефть в качестве инструмента власти.

Так быть не должно.

Европа, которая импортирует более 60 процентов идущей на внешний рынок российской нефти, и Москва могли бы гармонично и с обоюдной коммерческой выгодой сосуществовать, действуя по законам спроса и предложения.

И все были бы в выигрыше.

Но Россия хочет гораздо больше таких выгод для себя, причем не только экономических. Поскольку НАТО и Евросоюз расширяют свои границы, она чувствует угрозу с их стороны и стремится усилить свое влияние на так называемое ближнее зарубежье. По мнению России, энергоресурсы это удобный способ политического давления (некоторые называют это шантажом).

Такие действия не проходят незамеченными для Запада. На этой неделе прозвучали сообщения о том, что НАТО выражает обеспокоенность в связи с попытками России создать международный газовый картель. Россия обладает крупнейшими в мире запасами природного газа. Объединившись с такими странами, как Алжир, Ливия и государства Центральной Азии, она может создать свой газовый клуб, который будет определять ситуацию на рынке, как это делает ОПЕК с нефтью. Москва отрицает, что у нее имеются подобные планы, но одновременно заявляет о "возможности" создания такого картеля, если этого захотят крупнейшие производители.

НАТО беспокоится из-за того, что Россия может использовать такой картель для усиления давления на Европу. В январе этого года она перекрыла подачу газа на Украину, что отчасти было вызвано газовым спором, но также, как подозревают европейцы, стремлением отомстить за сближение Украины с Западом.

Своими будоражащими действиями на западном фланге Россия настраивает европейские страны друг против друга. Например, она строит газопровод по морскому дну в обход Польши, который будет выходить прямо на побережье Германии. Поляков разозлила энергетическая политика России, и теперь они блокируют ее переговоры с Евросоюзом о продлении экономических соглашений.

Россия также разворачивается в сторону востока. Президент Владимир Путин говорит о том, что доля азиатских стран в энергетическом экспорте его страны за десять лет вырастет с 3 до 30 процентов - в основном за счет испытывающего топливный голод Китая. Соединенные Штаты обеспокоены возможностью создания оси Пекин-Москва.

Так как же в этих условиях можно добиться нефтяной "разрядки напряженности", то есть торговли энергоресурсами на благо экономики, а не для обретения геополитического контроля?

Один из стимулов может возникнуть в российском тылу. Из-за отсутствия инвестиций и профессиональных знаний Россия может столкнуться с внутренним дефицитом газа. Это способно подтолкнуть ее к увеличению иностранных капиталовложений в добычу энергоресурсов.

В свою очередь, такой шаг поможет прочнее связать Россию и Европу, и у Москвы будет меньше пространства для угрожающих маневров. Но если Европа хочет, чтобы Россия играла по правилам международного инвестирования капитала, ей нужно выступить единым фронтом, чего пока не происходит.

Если говорить о правилах, еще одним рычагом влияния может стать членство России во Всемирной Торговой Организации. И этот момент сегодня стал на шаг ближе, поскольку свое "добро" дала администрация Буша. Вступив в ВТО, Россия будет вынуждена соблюдать международные нормы торговли. В противном случае она столкнется с серьезными последствиями.

К счастью, это не "холодная война". Но у медведя, вооруженного трубой, по-прежнему длинные когти.

____________________________________________________________

'Холодная война' - в буквальном смысле ("The New York Times", США)

Может ли Азия рассчитывать на российскую нефть? ("The Straits Times", Сингапур)