С 1990 г. я регулярно езжу в Китай, и вот что меня поражает больше всего: с каждым годом жители этой страны высказываются все свободнее, но дышать им становится все труднее - в буквальном смысле. Да, сегодня чиновники и журналисты говорят с вами на удивление откровенно. Но утром после приезда в Шанхай, когда я вышел из номера, воздух был настолько наполнен дымом, - крестьяне выжигали стерню на полях после сбора урожая - что на минуту я по-настоящему испугался, решив: в отеле пожар. Именно поэтому у меня впервые возникло ощущение, что экосистема Китая перенапряжена до предела. Если он не совершит радикального поворота в сторону 'зеленых', более экологически устойчивых методов проектирования, транспорта, производства товаров и электроэнергии, китайское экономическое чудо обернется экологическим кошмаром.
Уже около трех десятилетий темпы роста китайской экономики составляют до 10% в год - это связано с дешевизной рабочей силы и полным пренебрежением к утилизации отходов, которые просто выбрасываются в реки и атмосферу. Когда страна долгое время развивается так динамично, ей начинает казаться, что законы природы на нее не распространяются. Глубокое заблуждение! В экологическом плане Китай словно выпрыгнул из самолета без парашюта, и ему кажется, что он летит, считает Роб Уотсон (Rob Watson), специалист по проблемам окружающей среды в Китае, возглавляющий фирму по обслуживанию экологичных зданий EcoTech International. 'Когда вы выпрыгнули из самолета, а до земли миль пять, у вас действительно может возникнуть ощущение полета', - объясняет он. Но затем следует неизбежное столкновение с реальностью. 'Убивает вас не процесс падения, а его внезапная остановка при соприкосновении с землей, и Китай, возможно, приближается к этой точке. Когда вы перенапрягаете экосистему до определенной степени, она вдруг просто 'останавливается', перестает функционировать'.
Высшее руководство Китая осознает: кризис налицо. Однако любые меры в этой области затрудняются массовым исходом китайцев из деревни в города. По мнению лидеров, ради политической стабильности эти люди должны быть обеспечены работой, а новые рабочие места создает экономический рост, и для продолжения роста Китай должен быть в состоянии и дальше производить продукцию с минимальными издержками - так что бог с ней, с экологией. Однако Китаю не удастся повторить опыт Запада - сначала развитие, потом забота об окружающей среде. Из-за беспрецедентных темпов и масштабов его развития 'потом' может наступить слишком поздно.
На этой неделе China Daily сообщила, что в стране вредными отходами загрязнено как минимум 24 миллиона акров возделываемых земель - десятая часть всех ее сельскохозяйственных угодий, и это подвергает 'серьезной угрозе' продовольственную безопасность Китая. Загрязнено и больше половины рек - именно из-за этого по результатам недавней проверки 243 водонапорных станций в сельской местности лишь в 9% случаев 'питьевая вода' соответствовала государственным стандартам с точки зрения содержания бактерий. Во многих колодцах в воде обнаружено повышенное содержание нитратов, что может вызвать у людей диабет и болезни почек.
Неудивительно, что некоторые специалисты из высокотехнологичных отраслей отказываются работать в Китае, не желая дышать загрязненным воздухом. Китайские чиновники опасаются, что в случае перехода на экологические стандарты американского уровня 'страна уже не сможет производить такую дешевую продукцию, а это отразится на занятости', объясняет Дэн Розен (Dan Rosen), специалист по китайской экономике и глава консалтинговой фирмы China Strategic Advisory. Однако они упускают из вида, что 'зеленая' политика несет с собой не только проблемы, но и благоприятные возможности. Загрязнение окружающей среды говорит о высоком уровне отходов и неэффективности производства. Экологичные компании всегда работают эффективнее, добавляет г-н Уотсон, и у Китая есть шанс стать одним из первопроходцев недорогих 'зеленых' технологий.
Вчера мы с г-ном Розеном отправились из Шанхая на остров Чунмин в дельте Янцзы - самый большой намывной остров в мире. Шанхай пытается расширить свою территорию за счет Чунмина, построив там первый экологически чистый жилой массив в Китае, где будет сочетаться экотуризм, сельское хозяйство, и технологии, использующие ветровую и солнечную энергию. Когда видишь разбитые там парки, или наблюдаешь, как на заболоченных лугах буйволы плещутся в грязи, а крестьяне собирают крабов, начинаешь верить, что Китай все же способен сменить курс. Но вдали маячит строящийся гигантский мост, который должен соединить Чунмин с центром Шанхая, и поневоле начинаешь задумываться: что останется от этих благих намерений, когда сюда устремятся тяжелые грузовики с товарами и толпы покупателей. Если Чунмин останется лишь 'зеленой' каплей в море, ему ни за что не уцелеть рядом с огромным Шанхаем. Если же это 'опытный образец' новой модели развития, у острова, и всего Китая есть шанс.
Все помнят знаменитый афоризм Дэн Сяопина о пути развития китайской экономики: 'Неважно, какого цвета кошка, важно, чтобы она ловила мышей' (то есть, забудьте о коммунистической идеологии, главное - обеспечить экономический рост). Сегодня это уже не так, считает г-н Розен: 'Теперь кошка должна быть 'зеленой', иначе она погибнет раньше, чем поймает мышь'.
____________________________________________________________
Китай должен отойти от экономического национализма ("The Financial Times", Великобритания)
Уроки, которые преподают нам Россия и Китай ("The Washington Post", США)