После 12 лет кровопролития в Чечню пришел мир, и столица республики город Грозный восстанавливается. Но как сообщает Том Парфитт, за фасадом нормальной жизни регулярно происходят похищения людей, убийства и пытки.
Рита Эрсеноева разгладила юбку и поправила платок. Есть новости, сказал человек по телефону - хорошие новости о ее похищенной дочери Элине. Он хотел встретиться с ней через 15 минут возле здания администрации в центре селения Старые Атаги, где живет Эрсеноева. Пожилая мать Риты Липа испугалась. "Почему ты не сказала ему прийти сюда?" - спросила она. "Все нормально, я его знаю, - ответила старухе 48-летняя Рита, спеша к выходу, - этот человек из начальства, следователь". Она не собиралась долго задерживаться.
Больше о Рите никто ничего не слышал. Никто не видел ее в центре села в тот октябрьский день. Когда мать через час позвонила ей, мобильный телефон Риты молчал. С тех пор он не включался. Семья Риты подозревает, что это была ловушка, и что ее похитили сотрудники органов безопасности, действующих на стороне Москвы. За последние десять лет такое часто случалось со многими жителями Чечни, которые пропадали без вести. "Она просто исчезла", - говорит Липа.
Спустя двенадцать лет после того, как объявившая о своей независимости республика окунулась в водоворот насилия, Россия большой кровью и почти незаметно для остальных выиграла свою войну в Чечне. Грозный, превращенный в груду мусора и искореженного металла в результате самой мощной в истории воздушной бомбардировки, восстанавливается стахановскими темпами. На каждом углу видны гигантские плакаты с изображением властного промосковского премьер-министра Рамзана Кадырова, милостиво взирающего на город. Этот местный набоб демонстрирует свою щедрость, бесплатно раздавая квартиры бедным. В центре Грозного по новой брусчатке проспекта Победы, смеясь и разговаривая, прогуливаются пары. Звуки выстрелов раздаются редко даже после наступления темноты. Боевики, которые раньше каждую ночь проникали в столицу, чтобы установить мины в придорожных кюветах, вытеснены в покрытые лесом горы к югу от Грозного. Стратегия президента Путина по постепенному выводу федеральных сил и "чеченизации" вспыхнувшего в 1994 году конфликта сработала.
Однако за поддержание "мира" в Чечне приходится платить. Для подавления вооруженного сопротивления Кремль молчаливо согласился на использование целого ряда жестоких методов. 30-летний ставленник Путина Кадыров, у которого дома живет тигр, и отец которого был руководителем республики до своей гибели в 2004 году, пользуется абсолютной властью. Бывший борец за независимость, перешедший на сторону Москвы, Кадыров берет на службу в преданные ему отряды амнистированных боевиков, которых называют кадыровцами. Вместе с ними он истребляет своих бывших собратьев по оружию.
Радиокомментатор Юлия Латынина, которая часто выезжает на Северный Кавказ, говорит, что Путин понял: только чеченец - а именно, только Кадыров, сможет победить в войне с партизанами. "Чечня превратилась в более или менее спокойное место, - говорит она, - однако проблема в том, что все это основано на механизме убийства людей".
Уничтожение повстанцев, виновных в терроризме и страшном насилии, это не единственное решение. На этой неделе в докладе правозащитной организации Human Rights Watch был сделан вывод о том, что пытки и дурное обращение с подозреваемыми в связях с боевиками стали "систематической" практикой кадыровских сил в Чечне. Для получения признательных показаний широко используются такие излюбленные способы, как электрический шок, пытки раскаленными металлическими прутьями и побои кожаными мешками, наполненными песком. Есть и другие методы разубеждения. Один из них заключается в том, что головы убитых боевиков вывешивают в селах на столбах. Другой - когда боевиков вынуждают выходить из лесов, похищая их родственников.
Для большинства чеченцев обстановка сегодня лучше, чем тот террор пятилетней давности, когда солдаты федеральных войск убивали, похищали и насиловали людей без разбора. Сегодня мишенью становятся в основном подозреваемые в связях с боевиками и их семьи. Однако удушающая атмосфера мести говорит о том, что страх и жестокость живы, что они стали нормой в "стабилизировавшейся" жизни в Чечне. Странная история с Ритой и Элиной Эрсеноевыми служит напоминанием о том, что до настоящего мира еще очень далеко.
Когда я встречался с Ритой в Грозном в сентябре, за несколько недель до ее исчезновения, она рассказала мне о похищении ее 26-летней дочери Элины, которая работала внештатным журналистом и сотрудником одной благотворительной организации в чеченской столице. Маленькая и аккуратная, одетая в ситцевое платье Рита рассказывала эту историю спокойно, лишь один раз сняв очки, чтобы вытереть слезы.
Незадолго до этого, как сказала мне Рита, восемь людей в масках и с автоматами в руках затолкали Элину в машину прямо в Грозном, когда она шла с работы домой. После похищения всплыл один поразительный факт. Элина, о которой с тех пор ничего не было слышно, в течение семи месяцев была тайной женой Шамиля Басаева - террориста и организатора нападения на бесланскую школу, за голову которого была обещана награда в 10 миллионов долларов.
История этого странного брака, о котором сама Рита узнала всего несколько недель назад, невероятна. По ее словам, началась она в ноябре прошлого года, когда дальний родственник сказал Элине, что один высокопоставленный боевик по имени Алихан Абу-Язидов просит ее руки. В случае отказа это означало бы смерть для нее и для ее семьи. Элина, выпускница университета, не испытывавшая никаких симпатий к исламскому фундаментализму, отчаянно пыталась протянуть время. Но на следующий день человек по имени Казбек встретил ее после работы, надел на глаза повязку и отвез в дом на окраине Грозного. Когда она оказалась внутри, в комнату вошел человек. Это был бородатый боевик Басаев, скрывающийся от правосудия враг России N1. "Элина в ужасе застыла на месте", - рассказывала Рита. Басаев был в военной форме, на груди у него висели гранаты. Когда Элина пришла в себя, она вспомнила имя своего поклонника и спросила: "А где Алихан Абу-Язидов?". Басаев ответил: " Алихан Абу-Язидов - это я". "Именно тогда я поняла, что попала в ловушку", - рассказала много позднее своей матери Элина.
Басаев сказал Элине, что он знает, насколько она умна и как хорошо разбирается в компьютерах. "Как шахидка ты мне не нужна, у меня их вот сколько, - сказал он, проведя рукой по горлу, - мне нужны твои мозги". Их поженили по исламскому обычаю, и Элина несколько дней прожила в том безопасном доме. Затем Басаев уехал, оставив Элине 300 долларов и дав ей распоряжение купить флэш-карту и скачивать для него информацию с вебсайта чеченских повстанцев "Кавказ-Центр". Она должна была вернуться домой к матери и пойти на работу как обычный человек. Уезжая, Басаев предупредил Элину, что если она начнет говорить о случившемся, ее братьев убьют.
Ошеломленная Элина сделала все, как говорил ей Басаев, опасаясь за судьбу своих родственников. Она сказала матери, что вышла замуж за руководителя строительной компании, которому пришлось срочно уехать в командировку. Рите, торговавшей с прилавка обувью на центральном рынке Грозного, решение дочери показалось странным. Но браки в Чечне часто происходят неожиданно, и порой мать невесты до свадьбы не встречается с зятем. "Элина знала, что если она расскажет мне правду, я запаникую", - сказала она.
В начале этого года Элину еще два раза на несколько дней возили на встречу с Басаевым. В середине года, 10 июля, после десяти лет жизни в подполье Басаев погиб во время взрыва недалеко от Чечни. Рита вместе с Элиной услышала это сообщение по телевизору в Грозном. Она заметила, как ее дочь вздохнула и опустила плечи. Семья Элины узнала о ее тайне лишь через несколько дней, когда в дом для допроса пришли сотрудники органов безопасности. Они согласились с тем, что Элина действовала по принуждению, и сказали, что не будут возбуждать против нее дело. Элина почувствовала огромное облегчение. Но она не знала, что настоящие мучения еще впереди. По свидетельствам очевидцев, Элину 17 августа среди бела дня в центре Грозного похитили восемь мужчин в камуфляжной форме. Через несколько дней, когда новости о похищении распространились в российских средствах массовой информации, Рита начала бурную публичную деятельность в защиту своей дочери, утверждая, что вступить в брак молодую женщину заставили обманом. А через шесть недель Рита сама исчезла.
Кто же похитил этих женщин? Возможно, кровники - враги Басаева, ведущие кровную месть за своих родственников, убитых командиром боевиков. "Более вероятно то, что это был человек, считавший, будто Басаев дал Элине деньги или документы", - говорит 22-летний брат Элины Руслан, который сегодня скрывается. После гибели Басаева поползли слухи о том, что он оставил личный архив контактов и тайник с 7 миллионами долларов.
"Я не знаю, чего они хотят от моей матери", - тихим голосом говорит Руслан, - может быть, она просто слишком много говорила в открытую". Не без оснований подозрения пали и на кадыровцев. Вряд ли восемь вооруженных людей могли открыто действовать в центре Грозного, не имея каких-то связей с силовыми структурами, в которых господствуют люди Кадырова.
По словам одной опытной сотрудницы правозащитной организации из числа местных жителей, работники органов безопасности сказали ей, что Элину и ее мать увезли в село на востоке Чечни. "Я сомневаюсь, что они до сих пор живы, - говорит она, - вот так обстоят дела в нашей новой, мирной Чечне".