Мечта Владимира Путина - восстановление того места для России в мире, которое, как он считает, ей подобает занимать - недавно стала на один шаг ближе: с США будет подписано двустороннее соглашение, дающее очередной толчок надеждам Москвы войти во Всемирную торговую организацию. Теперь настала ее очередь продемонстрировать, что она намерена всерьез следовать правилам мировой торговли.
Пока что по этому поводу Путину похвастать нечем: торговую политику он использует для наказания соседей, если те его раздражают, а что касается обязательств перед иностранными инвесторами, то он уже показал, насколько мало они его беспокоят. Соглашение, которое должны подписать президенты Америки и России в предстоящие выходные в Ханое - двойственный показатель: по нему видно и то, какой большой путь уже прошла Россия, и то, какая долгая дорога ей еще предстоит.
Согласие России на более полный доступ американцев на свои рынки - это, безусловно, шаг вперед. Россия снижает таможенные пошлины и снимает другие барьеры на пути продукции американского сельского хозяйства, в частности мяса и биотехнологических продуктов. Кроме того, средний размер пошлины на промышленные товары снизится с 11,1 процента до 8,2 процента, то есть станет ближе к таможенным платежам, установленным в США, Европейском Союзе и Японии, и ниже тех, что установили Бразилия и Индия.
Однако в вопросе расширения ВТО Вашингтон все еще высказывает претензии по одной из самых важных проблем, возникающих в контексте торговых отношений с Россией - защите прав на интеллектуальную собственность. Члены американской делегации утверждают, что в рамках таких переговоров вопросы по интеллектуальной собственности обычно решаются во время многостороннего этапа, и отмечают, что Россия должна доказать, что она не только принимает новые законы по ее защите, но и активизировала меры по выполнению тех, что уже имеются. Вообще-то достаточно жесткую позицию по этому вопросу должен занять ЕС, но займет ли - это спорный вопрос. Союз явственно раздирают весьма публичные противоречия по вопросу взаимоотношений с Москвой и зависимости от российских энергоносителей.
Однако в общем и целом соглашение между Россией и США являет собой шаг в верном направлении - если, конечно, Россия выполнит свои обязательства. А это 'если' в нынешней реальности надо писать большими буквами, о чем может рассказать хотя бы компания Royal Dutch Shell, которой Москва буквально выкручивает руки, используя надуманные экологические поводы, чтобы заставить ее пересмотреть условия 20-миллиардного нефтегазового проекта 'Сахалин-2'.
Тем более что для путинского Кремля это дело более чем привычное. Начиная с неприкрытого грабежа, которому подверглись акционеры "ЮКОСа", когда компания была насильно доведена до банкротства, Кремль при его нынешнем хозяине показал, что в своем стремлении любыми средствами восстановить контроль над прибыльными секторами экономики (и энергетика здесь - лишь самый яркий и видимый пример) он не уважает ни закон, ни международные деловые стандарты. Москва отказалась от соглашений с американскими компаниями в очень многих отраслях - от энергетики до авиастроения.
Кроме того, Кремль занялся карательными акциями против прозападных режимов Грузии, Молдовы и Украины: руками государственного газового гиганта 'Газпрома', имеющего возможность устанавливать цены на практически монопольной основе, поднял для них цены на газ, а также запретил импорт их вина, минеральной воды и других товаров. Правда, у Грузии и Молдовы еще есть шанс посмеяться последними, ведь чтобы войти в ВТО, Россия должна подписать двусторонние договоры еще и с ними.
Если Россию пустить в ВТО, то по каким-то из этих проблем наверняка удастся добиться смягчения позиций, потому что иностранцы получат площадку, с которой смогут предъявлять свои претензии. Однако все зависит еще и от того, насколько жестко смогут во время многосторонней фазы переговоров выступить все 150 стран, уже входящие в эту организацию. Например, по энергетике члены организации могут потребовать гарантий по заключаемым контрактам, хотя энергетика как отдельная тема в формате ВТО не рассматривается.
В некоторых кругах есть мнение, что Вашингтон должен воздержаться от активизации сотрудничества с Москвой - либо потому, что по другим геополитическим вопросам она тоже играет довольно грубо (здесь пример номер один - ядерная программа Ирана), либо с целью показать Путину, что США не нравится откат от демократического пути развития, который произошел при нем в России. Однако связывание торговых отношений с политическими - это то самое, за что критикуют саму Россию, поэтому играть в эту игру США просто не имеют права. Гораздо лучше, приведя Россию в систему торговли, основанную на единых мировых правилах, четко отделить торговые споры от политических. Если этого не делать, то пострадает в первую очередь торговля, а это наш основой инструмент по сокращению бедности и поддержанию мира.
Пускать Россию в свое время в 'большую восьмерку', клуб наиболее развитых стран, ни в коем случае не следовало. В этом году Путин, поскольку именно он был председателем 'группы Восьми', снисходительно похлопывая по плечу настоящих демократов этого мира и всячески используя эту трибуну для агрессивного самоутверждения, в то же время получил возможность у себя в стране спокойно добивать политических противников и различные меньшинства. Но пытаясь не пустить Россию в ВТО, мы этой ошибки уже не исправим.
Напротив - через принятие России в ВТО (когда она докажет, что готова к этому) можно будет выйти на решение гораздо более широкого круга вопросов. Ведь хотя высокие цены на нефть забили деньгами российскую казну - и, видимо, ударили Путину в голову, - в общем и целом экономика России остается еще на довольно низком уровне развития: доход на душу населения держится на уровне всего в 4460 долларов. Исправить сложившееся положение можно как раз с помощью либерализации торговли - это хороший способ, и бывшие советские республики Эстония (где эта цифра в 2005 году составила 9100 долларов) и Литва (7050) этого уже добились.
Отделение политики от вопроса вступления Росси в ВТО, конечно же, не означает, что мир выдает Путину карт-бланш. Даже после заключения договора с США России, чтобы реально войти в ВТО, нужно будет проделать еще очень большую работу. Но, если она справится, мы должны сказать ей только одно - 'добро пожаловать'.
____________________________________________________________
Россия уже одной ногой в ВТО ("Liberation", Франция)