Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Буш не оставил надежду победить в Ираке

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Интересно, президенту сообщили? А то по Вашингтону ходят слухи, что взрослые потеснили мальчишек и взяли дело в свои руки. Все разговоры вертятся вокруг условий и графика 'разъединения' в Ираке. Это вежливый эвфемизм для слова 'отступление'. Есть, однако, одна загвоздка. Как я слышал, Джордж У. Буш отказывается согласиться с этим основополагающим тезисом. Верховный главнокомандующий считает, что войну еще можно выиграть

Интересно, президенту сообщили? А то по Вашингтону ходят слухи, что взрослые потеснили мальчишек и взяли дело в свои руки. Все разговоры вертятся вокруг условий и графика 'разъединения' в Ираке. Это вежливый эвфемизм для слова 'отступление'. Есть, однако, одна загвоздка. Как я слышал, Джордж У. Буш отказывается согласиться с этим основополагающим тезисом. Верховный главнокомандующий считает, что войну еще можно выиграть.

Под взрослыми я в данном случае, естественно, подразумеваю ветеранов из администрации первого президента Буша. Джеймс Бейкер (James Baker), бывший госсекретарь и давний 'консильери' бушевского клана, возглавил рабочую группу по изучению ситуации в Ираке, которой конгресс получил найти наименее унизительный способ вывода войск.

Роберт Гейтс (Robert Gates), которого президент назначил новым министром обороны - из той же команды 'реалистов' Буша-старшего. Брент Скоукрофт (Brent Scowcroft), советник отца Джорджа У. по национальной безопасности, который с самого начала критиковал решение свергнуть Саддама Хусейна, предлагает трезвые прагматические решения из-за кулис.

Г-н Бейкер и его команда консультируются со всеми, с кем стоит консультироваться. Они не только беседовали с г-ном Бушем, и, по видеосвязи, с британским премьером Тони Блэром, но и провели встречи с Биллом Клинтоном (Bill Clinton), Ричардом Холбруком (Richard Holbrooke), Уорреном Кристофером (Warren Christopher), и вообще, со всеми у кого есть членский билет вашингтонского клуба внешнеполитической элиты.

Формально в составе группы представлены обе партии. Ли Гамильтон (Lee Hamilton), возглавляющий ее совместно с г-ном Бейкером - бывший лидер демократической фракции в Конгрессе. В группе есть еще несколько демократов. Однако никто из них не обладает существенным опытом и знаниями в области внешней политики. И определять содержание итогового доклада группы будет г-н Бейкер.

Одно можно сказать наверняка уже сегодня: он по определению не сможет оправдать завышенные, и зачастую противоречивые ожидания, связываемые с этим докладом. Республиканцам нужно политическое прикрытие для некоей 'смены курса', которое позволит урегулировать ситуацию до предвыборной кампании 2008 г. Демократы же хотят выполнить свое обещание, озвученное в ходе промежуточных выборов - начать поэтапный вывод войск. Ирак тем временем скатывается к гражданской войне.

Г-н Бейкер, вероятно, преследует и собственные цели. Один проницательный представитель внешнеполитического 'клуба' считает, что бывший госсекретарь ставит перед собой три взаимосвязанные задачи. Во-первых, будучи патриотом, он хочет обеспечить национальные интересы Америки. Однако он несомненно стремится и спасти репутацию династии Бушей. Наконец, г-н Бейкер был бы ангелом, а не политиком, если бы не думал и о собственном месте в истории.

Выводы доклада, возможно, будут зависеть от того, в каком порядке приоритетности он расставит эти задачи. Конечно, с самого начала было ясно, что увязать соображения вашингтонской политики с постоянно сужающимся спектром и без того не слишком привлекательных вариантов действий в Ираке будет непросто. Но насколько жестко готов г-н Бейкер вести себя с Белым домом, если он придет к выводу, что наилучший шанс - это поворот на 180 градусов в политике президента?

Идеи, которые обсуждаются в группе, конечно, ни для кого не секрет. Так, среди прочего, предлагается усилить давление на иракское правительство, требуя, чтобы оно достигло политического соглашения с суннитами, сосредоточить американские войска в самых неспокойных районах, увеличить темпы восстановительных работ, наладить диалог с Сирией и Ираном, провести региональную конференцию с участием соседних стран и начать новый раунд переговоров между Израилем и палестинцами.

Сенатор Джон Маккейн (John McCain) - не единственный, кто отмечает: чтобы выиграть войну, США должны сначала увеличить контингент в Ираке, и только затем приступать к его сокращению. Некоторые отставные генералы также считают: передача иракским властям ответственности за обеспечение безопасности возможна только после того, как американские войска восстановят контроль над Багдадом и его окрестностями.

Подобные аргументы, однако - скорее исключение, чем правило. Подавляющее большинство элиты считает, что доклад группы должен отвечать единственной цели: позволить США начать поэтапный вывод войск. Простые американцы разочаровались в иракской войне, поэтому внутриполитические мотивы в глазах Вашингтона затмевают любые предложения, дающие хоть какой-то шанс исправить ситуацию в Ираке. Впрочем, по мнению оптимистов - чьи ряды, правда, неуклонно редеют - нельзя исключать того, что шаги в обоих направлениях могут приобрести взаимодополняющий характер.

Неясно, однако, как сама администрация отреагирует на идею о том, что ей нельзя упускать шанс - возможно, последний - сделать хорошую мину при плохой игре, представив поражение как победу. И я имею в виду не только непримиримого вице-президента Дика Чейни (Dick Cheney).

Госсекретаря Кондолизу Райс (Condoleezza Rice) часто характеризуют как человека более широких взглядов, чем президент. Ну, не знаю, не знаю. Г-жа Райс тоже вложила весь свой политический капитал в идею о превращении Ирака в пример для арабского мира. Она любит проводить параллели с эпохой Трумэна, называя стремление нынешней администрации распространить демократию по всему Ближнему Востоку эпохальной задачей, сравнимой с борьбой против коммунизма. Готова ли она сегодня признать, что эти усилия провалились?

Люди из окружения г-жи Райс приводят и другой аргумент, который, правда, часто заглушается шумом политической свары. 'Натворив дел' в Ираке, США теперь обязаны исправить дело, и большинство иракцев, по крайней мере на сегодняшний день, не желают ухода американцев.

И теперь мы возвращаемся к самому Верховному главнокомандующему. Публичные выступления г-на Буша после поражения республиканцев на выборах - классический образец двусмысленности. Он выступает сразу в двух ипостасях. Первая, относящаяся к заранее подготовленным заявлениям, отражает политическую реальность - избиратели требуют сменить курс. В этой ипостаси г-н Буш открыт новым идеям, готов прислушиваться к советам, и увольняет Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld) на следующий день после выборов.

Однако, когда дело доходит до ответов на вопросы, мы видим другую, 'неотрепетированную' ипостась президента - и тон его высказываний резко меняется. Этот президент и не помышляет о выводе войск - поэтапном или каком-то другом. Ему нужна стратегия, ведущая к победе, свежие идеи, которые позволят американцам выиграть войну. Этот г-н Буш явно не готов к дискуссии по принципу 'как нам отступить с наименьшими потерями'.

Возможно, он еще передумает. Возможно, в его памяти всплывут знаменитые кадры - как последние американцы бегут из Вьетнама на вертолетах, взлетающих с крыши посольства США в Сайгоне. От знающих людей, близких к администрации, мне приходилось слышать, что рано или поздно Белый дом осознает реальность, как это уже произошло с 'одноэтажной Америкой'.

Может быть. Но пока представляется маловероятным, что доклад г-на Бейкера приведет к бесповоротному, решительному разрыву с прежним курсом, как бы на это ни надеялось большинство вашингтонской элиты. Скорее всего эндшпиль будет долгим и хаотичным. Как заметил один опытный дипломат на этой неделе, у США еще есть возможность избежать 'сайгонского варианта' в Ираке. Но особой уверенности, что он будет использован, ни у кого нет.