Формирование Евросоюза началось с общего энергетического рынка - я имею в виду Европейское объединение угля и стали, созданное в 1952 г. в интересах прочного мира на континенте. Сегодня гарантированное снабжение энергоносителями превратилось в важнейшую самоценную задачу. В принципе страны ЕС, судя по всему, согласны, что она должна решаться на общеевропейском уровне. На практике же в этом году мы столкнулись с тем, что отдельные государства осуществляют энергетическую политику самостоятельно, утверждая по сути, что этот вопрос слишком важен, чтобы передоверять его Брюсселю.
Еврокомиссия, напротив, в своем докладе справедливо отмечает, что гарантированное снабжение энергоносителями, конкуренцию и стабильность на этом рынке можно обеспечить лишь на общеевропейском уровне. Сегодня, в процессе разработки пакета законов, которые должны вступить в силу в будущем году, очень важно, чтобы политики осознали: энергетика - это сфера, где надо действовать общими усилиями. Конечно, важная роль в строительстве будущего единого рынка принадлежит европейским энергокомпаниям, но и все мы, граждане объединенной Европы, не должны упустить возможность обезопасить наше будущее в этой области.
В области энергоснабжения Европа все больше зависит от внешних источников - сегодня мы импортируем 65% потребляемых энергоносителей, а через 20 лет эта цифра, по прогнозам, возрастет до 80%. Особенно велика наша зависимость от России: уязвимость Европы в этом отношении со всей наглядностью проявилась в январе этого года, когда мы столкнулись с сокращением поставок российского газа.
Цены на газ и электричество резко увеличились; кроме того, в рамках всей энергетической цепочки в последнее время наблюдались перебои со снабжением. Эту проблему невозможно решить на уровне 27 независимых 'микрорынков' стран-участниц. Ее должны решать европейские компании - достаточно мощные, чтобы успешно вести переговоры с основными поставщиками; но для этого необходима и единая позиция на межгосударственном уровне. Европа - второй по величине потребитель энергоносителей в мире, и преимущества согласованной позиции на переговорах очевидны каждому.
Для обеспечения энергетической безопасности, конечно, важен масштаб, но не меньшее значение имеет и диверсификация источников снабжения. Необходимо совместно с поставщиками и транзитными странами прокладывать новые трубопроводные маршруты газовых поставок, а также осуществлять проекты по производству сжиженного газа: для этого требуется мощная политическая поддержка на европейском уровне. В то же время, мы должны смотреть в будущее - разрабатывать возобновляемые источники энергии и экологически чистые технологии сжигания угля. Кроме того, Европе следует осознать реальность: если не в краткосрочной, то в среднесрочной перспективе значительная роль должна быть отведена ядерной энергетике.
Недавние сбои в электроснабжении показывают, что система электропередачи также должна управляться на общеевропейском уровне. Пока что континент по-прежнему представляет собой набор плохо связанных между собой отдельных рынков, каждый из которых руководствуется собственными интересами. Создание единой системы электропередачи, обеспечивающей свободное распределение энергии в соответствии со спросом, внесло бы огромный вклад в повышение эффективности и безопасности электроснабжения. Но это невозможно без разработки обязывающей юридической базы на общеевропейском уровне.
Столь же очевидно, что существующее законодательство не обеспечивает конкуренции на энергетическом рынке. Европа в этом отношении остается раздробленной, и уровень конкуренции в разных странах варьируется. Так, в Италии на долю Enel приходится 35% вырабатываемой в стране электроэнергии, а во Франции EdF по-прежнему контролирует 90% производства, а доля единственной иностранной компании, имеющей на этом рынке реальные генерирующие мощности - фирмы Endesa - составляет менее 2%. Действующее законодательство позволяет нынешним ведущим компаниям сохранять свои господствующие позиции, что зачастую оправдывается ссылками на необходимость обеспечить бесперебойное снабжение. Это близорукое и неверное представление. Конкуренция и стабильность поставок - понятия отнюдь не взаимоисключающие. На деле, лишь полноценная конкуренция в рамках единого рынка может обеспечить уровень эффективности и инвестиций, необходимый для гарантированного и устойчивого энергоснабжения по доступным ценам. Поэтому нам необходимо новое законодательство, обеспечивающее формирование общеевропейского рынка, соблюдение которого должны контролировать подлинно независимые национальные регулирующие органы.
Наконец, разработкой новых, устойчивых источников энергии в Европе тоже следует руководить из единого центра. Только подумайте, какую экономию может дать координация исследований и конструкторских разработок в области использования возобновляемых источников энергии. Подумайте, какие преимущества даст установление единых стандартов эффективности во всех странах континента. По оценкам Международного энергетического агентства, внедрение энергосберегающих технологий позволит в 2050 г. сократить объем вредных выбросов до уровня 2000 г. Не стоит забывать и о пользе, которую принесет схема торговли эмиссионными квотами, если она будет реально действовать в общеевропейском масштабе. ЕС стал первопроходцем этого бизнеса, однако страны-участницы сохранили за собой права, позволяющие устанавливать слишком щедрые квоты. У органов ЕС должны быть реальные законодательные полномочия, чтобы обеспечить сбалансированное и осмысленное сокращение эмиссий, а также дать промышленным предприятиям достаточно времени для внедрения технологий, обеспечивающих сокращение выбросов двуокиси углерода, в частности путем 'захвата' и хранения углекислого газа, а также перехода на возобновляемые источники энергии.
Создание общего энергетического рынка в 1952 г. было смелой и дальновидной общеевропейской инициативой, способствующей стабильности и процветанию на континенте. Сегодня, пять десятилетий спустя, ставки в игре столь же высоки.
Автор - глава корпорации Enel