Берлин. Во время предстоящей встречи глав государств и правительств стран АСЕАН президент США Джордж Буш и российский президент Владимир Путин должны подписать давно ожидавшееся соглашение о вступлении России в ВТО. Тот факт, что Россия будет интегрирована в международную торговлю именно в Азии, более чем символичен. В то время как стратегические отношения России с такими державами, как Китай, Индия и Япония становятся все более тесными, российско-европейским отношениям угрожают новые конфликты в вопросах энергетики.
Вновь окрепшая Россия пытается с помощью грубого давления и шантажа изменить в свою пользу правила игры в европейской энергетической политике. Со своей стороны, Европейский Союз стремится зажать Россию в тисках договоренностей 90-х годов. Взаимные удары становятся все более неприличными. Российским инвесторам, стремящимся выйти на европейский рынок, Запад возводит политические препоны. Москва, со своей стороны, пытается вытеснить западные фирмы, пришедшие в страну в 90-е годы, из российского энергетического сектора.
После окончания 'холодной войны' Германия играла в Европе роль своего рода адвоката России, выступая за более тесную интеграцию с Россией в рамках 'Большой восьмерки', Энергетического альянса, в Европейской политике безопасности и обороны и в НАТО.
Эту адвокатскую роль правительство Германии может заново пересмотреть. Идея министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера (Frank-Walter Steinmeier) о новом издании 'восточной политики' в отношении России и других постсоветских государств в ходе председательства Германии в Совете Европы, видимо, не совсем подходит канцлеру Ангеле Меркель. На первом месте в повестке дня у нее стоит преодоление кризисов в Ливане, Афганистане, Конго и Косово. Канцлер Германии, симпатизирует больше идее общей зоны свободной торговли с США, нежели с Россией. Кроме того, она собирается увенчать свое председательство в Совете Европы новым, великим консенсусом в деле развития совместной европейской политики в области безопасности и международных отношений. А это означает, что никаких сепаратных переговоров с Москвой по поводу европейских дел не будет, скорее будут вестись консультации с Польшей и другими государствами центральной Европы о будущей направленности европейской восточной политики.
Должна ли Германия своими решительными действиями на Южном Кавказе обрекать себя на ненужные конфликты с Москвой?
Россия с раздражением наблюдала за поездкой Штайнмайера по странам Центральной Азии. Поддержка ЕС в новом проекте возрождения Шелкового пути, предназначенного для соединения Европы с Азией через каспийский регион, в Москве рассматривается как альтернатива российским транспортным коридорам, соединяющим ЕС и АСЕАН. Россия не в восторге от поддержки Германией строительства альтернативных нефте- и газопроводов, целью которых является освобождение среднеазиатских государств из российских тисков. Россия надеется на то, что Германия сконцентрируется на строительстве Балтийского газопровода.
Видимо, канцлер Ангела Меркель придерживается мнения, что европейская политика безопасности и международных отношений недостаточно созрела для того, чтобы Европа участвовала в миротворческих миссиях в зонах так называемых замороженных конфликтов: в Грузии и Молдавии. Россия, сопротивляясь включению Грузии и Украины в НАТО, может воспринять немецкие инициативы в отношении государств постсоветского пространства как геополитическую конфронтацию. Меркель необходима благосклонность России для решения глобальных конфликтов за пределами Европы - в вопросе атомной программы Ирана и на Ближнем Востоке.
Бывшие советские республики, за исключением России, питали надежды, что председательство Германии в Совете Европы подвинет брюссельских чиновников вернуться к старой идее Большой Европы. Украине и Грузии сегодня кажется, что Европа в своей политике по отношению к соседям отвела им такое же место, как Алжиру и Ливии. Они подчеркивают, что они являются не просто соседями ЕС, а европейскими соседями ЕС. Но и здесь Меркель, ставя под вопрос вступление Турции в ЕС, тоже не может ничего обещать.
Автор является экспертом по России и директором программ в Немецком обществе внешней политики.