В то самое время, когда по всей стране публика сходит с ума по новому фильму о Джеймсе Бонде, на первый план выходит реальная жизнь, а она далеко не так красива, как та, которой живет человек под номером 007. Бывший российский секретный агент Александр Литвиненко, которому наша страна предоставила убежище, лежит сейчас в одной из лондонских больниц, куда он попал, поужинав с коллегой по своему тайному ремеслу в одном из суши-баров на Пикадилли. Происшествие расследует Скотленд-Ярд, где не исключают, что он был отравлен, причем не исключено, что таллием - излюбленным ядом бывшего советского КГБ.
А теперь, думается, надо выложить карты на стол. Мне вообще не очень нравятся истории о шпионах, будто бы соскочивших с обложек романов Джона Ле Карре (John le Carré), и в рамках своей журналистской работы я стараюсь о них по возможности не писать. По мне, шпионский мир с его плащами, кинжалами, вечными ложью и обманом - неправильный мир. В этом мире неизменно оказывается, что правда на самом деле воздвигнута на зыбучем песке; граница между выдумкой и фактом всегда размыта; а секретный агент - он именно что секретный, это мужчина (или женщина?), скрывающий лицо под маской: неизвестно, что он такое, и неизвестно, кому он служит. Что же касается сбежавших шпионов, то такие, по-моему, опасны вдвойне: предав единожды одних хозяев, такому человеку становится гораздо легче предать и других.
Я все это объясняю лишь для того, чтобы сразу определиться: ко всем без исключения шпионским скандалам я привыкла относиться с глубочайшим недоверием. Именно поэтому реальной причиной драмы, случившейся с Литвиненко, совершенно не обязательно должна оказаться та, о которой весь вчерашний день один за другим столь уверенно говорили 'бывшие агенты', каждый из которых должен быть по гроб жизни обязан властям Великобритании за то, что у них есть свобода слова.
'Официальная' на настоящий момент версия такова. Литвиненко договорился о встрече с бывшим итальянским коллегой, обещавшим передать ему какую-то информацию. Информация относилась к убийству журналистки Анны Политковской, застреленной месяц назад в Москве. После этой встречи Литвиненко почувствовал себя плохо и, подозревая отравление, отправился в больницу.
Его привезли в стационар Юниверсити-колледжа (University College), врачи которого расценивают его шансы на выживание как пятьдесят на пятьдесят. Симптомы напоминают отравление таллием. Это означает, что виновна в его отравлении российская секретная служба. Что же касается мотива, то вот же он, на поверхности: русским необходимо было остановить Литвиненко и не дать ему продвинуться в расследовании убийства Политковской. А отсюда - уже 'прямая линия' к президенту России Владимиру Путину. Кто же, как не он, больше всех выигрывает от убийств - что Политковской, что Литвиненко?
Чистенький и аккуратный сценарий. Так уж получилось, что он прекрасно подходит как раз всем тем, кто его пропагандирует, и так уж совпало, что большинство из этих людей - кровные враги российского лидера. Однако чистота и аккуратность сценария отнюдь не предполагают его истинности. И вообще, в этой истории уже сделано множество предположений, которые требуют гораздо более осторожного к себе отношения, чем им уделялось до сих пор.
Первое - что за убийством Политковской стоит Кремль. То, что в России известных, а также не очень известных журналистов убивают - факт, достойный всяческого сожаления. Не подлежит сомнению и то, что Политковская жестко критиковала то, как Россия относится к Чечне, а также лично Путина. Однако у Политковской были и другие могущественные враги, а участие Путина в убийстве свело бы на нет все усилия, которые сегодня предпринимает Кремль, чтобы исправить свой имидж. Поэтому убийство журналистки, уже вытесненной в тень, было для Путина, прямо скажем, далеко не самой нужной вещью.
Даже если не брать в расчет существующую или несуществующую связь вчерашнего случая с Путиным и Политковской, в той версии дела Литвиненко, что было изложено вчера, все равно есть несколько странных моментов. Нам рассказали, что Литвиненко кто-то предложил секретные документы, связанные с расследованием убийства Политковской. Однако если он участвовал в расследовании, то по чьему указанию? Да и было ли обещание передать бумаги в реальности, или это было сфабриковано уже для привлечения почтеннейшей публики? Не впутали ли сюда имя Политковской исключительно благодаря высокой репутации, которой она пользовалась на Западе?
Нельзя сказать также, что у Литвиненко не было своих собственных врагов. Он бежал в Великобританию шесть лет назад, когда дома ему было предъявлено обвинение в измене, и здесь написал книгу, в которой не пожалел нелестных эпитетов в адрес своих бывших товарищей. Так что если в этом деле и есть российский след, то не исключено, что он ведет к кому-то из сотрудников КГБ, просто решившему отомстить - из личных или корпоративных соображений.
А еще я бы вспомнила вот какой случай. В феврале 2004 года журналистов пригласили в роскошный отель (тоже, кстати, на Пикадилли), где им была торжественно преподнесена история невероятных странствий измученного российского депутата, на приближающихся выборах собиравшегося выступить против Путина. Этот депутат, Иван Рыбкин, довольно невнятно объяснил, что его похитили, посадили в поезд, накачали наркотиками и затем сняли на видеокамеру в весьма двусмысленных положениях. И все это, как нам объяснили, было делом рук Путина и его секретных агентов.
Истина же, как оказалось, с этим рассказом несколько не совпадала: Рыбкин, не в первый уже раз, пустился в загул, после чего он сам и те, кто его поддерживал за рубежом, таким вот остроумным способом решили 'объяснить' его отсутствие супруге и заодно дискредитировать Путина. К сожалению, Рыбкин в конце концов сломался и выложил правду.
В общем, когда я сдаю этот материал в печать, не вызывают сомнения только две вещи: в прошлом Литвиненко был агентом КГБ, он действительно серьезно болен. Что же касается всего остального, то здесь без ответа остается еще множество вопросов.