Россия, г. Верхняя Салда - В полумраке огромного цеха слитки жидкого титана играют оранжевым светом. Цех принадлежит раскинувшемуся на 5 тысяч акров (около 2000 га - прим. перев.) заводу, созданному в этом маленьком городе к востоку от Уральских гор еще в советские времена. Скоро этот горячий металл обретет новую форму - форму самых разнообразных компонентов нового самолета Boeing, модели 787 Dreamliner.
Завод, который работает, словно дышит огромными легкими, был перенесен в это пустынное место в 1941 году, когда Советы, чтобы промышленный комплекс страны не достался наступавшим немцам, эвакуировали его на восток. Сегодня здесь расположена штаб-квартира компании 'ВСМПО-Ависма', крупнейшего в мире производителя титана - прочного и легкого металла, одного из основных материалов для авиапромышленности. В начале 90-х годов предприятие чуть не развалилось, но сейчас эта компания бьет мировые рекорды в своей области; она уже стала одним из главных поставщиков для Boeing Co., Airbus и Rolls-Royce, и сегодня ей принадлежит 27 процентов мирового рынка титана. Однако с ней произошло то, что в России при Владимире Путине происходит со всеми компаниями, добившимися особенных успехов: 'ВСМПО-Ависма' перекуплена государством.
Эта картина наблюдается во многих отраслях: частные энергетические, авиастроительные, машиностроительные, горнодобывающие и автомобильные компании, появившиеся после распада Советского Союза, либо снова становятся государственными, либо попадают в руки бизнесменов, исключительно лояльных власти. Сегодня в советах директоров всех крупнейших компаний сидят либо министры, либо люди из кремлевского 'ближнего круга'.
Причем аппетиты 'Кремля Инкорпорейтед', судя по всему, только растут. Татьяна Становая, старший аналитик московского Центра политических технологий, считает, что Кремль подбирается ко все новым активам в энергетике, а также алмазодобыче, металлургии и машиностроении.
В Кремле утверждают, что усиление роли государства в экономике необходимо для создания мощных компаний, способных вести конкурентную борьбу в рамках глобальной экономики. Кроме того, волна государственных поглощений связывается с пересмотром итогов сомнительной приватизации 90-х годов, оставившей государство не только без источников дохода, но и без стратегических активов, определявших безопасность страны. Однако с того момента, как государство стало играть ощутимую роль в деловой сфере, в адрес Кремля начали раздаваться обвинения в том, что он жестко навязывает свое участие, даже если партнеры этого не хотят, и, кроме того, использует доставшиеся ему экономические ресурсы как ради обогащения узкой группы приближенных, так и в качестве внешнеполитического оружия.
Фактическая ренационализация ключевых отраслей страны - это отход от целей приватизации, на которой основывается все движение России к рыночной экономике после распада Советского Союза. Когда государственную собственность отдавали в частные руки, считалось, что такие компании будут работать более эффективно и будут более привлекательны для инвесторов, чем промышленные динозавры советских времен.
- Государство решило, что пришло время собрать все разбросанные в свое время камни, - считает 73-летний Владислав Тетюхин. Именно ему, а также его партнеру Вячеславу Брешту, 'ВСМПО-Ависма' обязана своим подъемом. Он долго не соглашался на покупку компании государством. - Мне сказали, что для государства будет лучше, если все держать в одном кулаке.
Пакеты акций, принадлежащие Тетюхину и Брешту, в ноябре были приобретены государственной компанией 'Рособоронэкспорт', занимающейся торговлей вооружениями. Всего 'Рособоронэкспорт' скупил 66 процентов акций, и ему досталось больше половины всех мест в совете директоров. Тетюхин останется в компании в качестве генерального директора, а новым председателем правления стал глава 'Рособоронэкспорта' Сергей Чемезов, бывший офицер КГБ, когда-то работавший с Путиным в германском Дрездене. Чемезов от интервью отказался.
'В глобальной экономике главное требование - быть сильным и конкурентоспособным. Иначе съедят', - написал в одной из своих последних статей Сергей Марков, политолог и консультант Кремля. 'Все более ясной становится политика Владимира Путина: способствовать созданию пула крупнейших российских компаний, которые могли бы стать глобальными игроками. Это позволит России сохранить независимость своей экономики, в условиях свободной конкуренции спасти от поглощения иностранными транснациональными корпорациями наиболее лакомые куски российской экономики'. Однако в стране немало и таких, кто относится к этому глубоко скептически.
- Необходимо четко проводить разграничительную линию между государственным капитализмом и бюрократическим капитализмом. У нас капитализм бюрократический: группировки госчиновников захватывают контроль над компаниями, - считает Никита Белых, лидер маленькой партии 'Союз правых сил'. - Попытки государства взять под контроль различные компании объясняются желанием чиновников перераспределить собственность. А непрозрачность этих сделок - пугающая и опасная вещь.
Рост влияния государства в экономике начался с нефти, когда государственная энергетическая компания 'Роснефть' взяла под свой контроль главные активы компании "ЮКОС", основанной Михаилом Ходорковским. Сам олигарх попал в тюрьму по обвинению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве, а его компания была расчленена. Энергогигант 'Газпром', который с 2005 года, купив контрольный пакет, также контролирует государство, приобрел принадлежавшую бизнесмену Роману Абрамовичу нефтяную компанию 'Сибнефть'. Как рассказывает бывший советник Путина по экономике Андрей Илларионов, другие предложения от потенциальных покупателей даже не рассматривались.
Сегодня идет расследование в отношении сразу нескольких крупных западных нефтяных корпораций, которые обвиняются в нарушениях лицензионных условий и природоохранного законодательства. Некоторые аналитики усматривают за этими действиями не очень-то и скрываемое желание переписать контракты, заключенные еще в 90-е годы, с тем чтобы повысить долю государства в энергетических проектах. В частности, рискует потерять лицензию проект стоимостью в 22 миллиарда долларов, разрабатываемый Shell и другими компаниями к северу от Японии на острове Сахалин. Не исключено, что такая же судьба ожидает и другие миллиардные проекты, в которых участвует в том числе и British Petroleum. С 2004 по 2006 годы доля государства в нефтедобыче поднялась с 10 до 30 процентов, а в наступающем году, как пишет в своем отчете британская аналитическая компания Control Risks Group, она может подняться до 50 процентов.
- Мы приветствуем иностранные инвестиции, однако в отраслях, являющихся столпами экономики, контрольный пакет должен быть у государства, - считает Владимир Тарачев, депутат парламента от правящей партии 'Единая Россия'. - О национализации речь не идет.
В настоящее время правительство рассматривает закон, в соответствии с которым в компаниях, принадлежащих к определенным секторам экономики, иностранные инвесторы не смогут приобретать контрольные доли. Это энергетика, добыча полезных ископаемых, производство вооружений, авиастроение, космическая и ядерная отрасли. Кроме того, по словам Тарачева, сильное лобби в правительстве добивается того, чтобы все иностранные инвесторы, желающие купить миноритарные пакеты в некоторых отраслях, проходили проверку в ФСБ - службе, образованной в России взамен старого КГБ.
В советах директоров 'Газпрома', 'Роснефти' и других компаний из добывающих, транспортной, железнодорожной и авиационной отраслей сегодня часть мест занята госчиновниками - министрами и людьми из президентской администрации. Например, Дмитрий Медведев, заместитель премьер-министра и один из вероятных кандидатов на пост президента в 2008 году - председатель правления 'Газпрома'; кандидатура министра обороны и также заместителя премьера и кандидата в президенты Сергея Иванова недавно прозвучала в связи с замещением поста главы новой объединенной авиастроительной корпорации, в рамках которой все производители авиалайнеров в стране будут работать под государственным 'зонтиком'.
Слияние политики и бизнесом привело к тому, что на такие компании, как 'Газпром', пали подозрения в использовании своего положения на рынке для карательных акций против Украины, Грузии и других стран, пытающихся выйти из орбиты России. Недавно 'Газпром' объявил о своем намерении повысить цену на природный газ для Грузии более чем вдвое.
- Государственные компании используются для решения политических задач - как внутри страны, так и за рубежом, - считает депутат Владимир Рыжков, лидер маленькой Республиканской партии. - Так экономическая логика приносится в жертву политическим интересам.
Михаил Пак, аналитик московской инвестиционной компании 'Капитал', сказал в одном из интервью, что можно использовать, например, в качестве рычага для формирования стратегического партнерства с EADS, материнской компанией Airbus. Топ-менеджеры этой корпорации, зарегистрированной в Нидерландах, недавно исключили вариант приобретения Россией какой-либо роли в управлении предприятием.
- Государство хочет, чтобы эти компании возглавлялись надежными людьми - лояльными и патриотичными, которые будут относиться к ним не так, как прежние владельцы в 90-е годы, и будут действовать в интересах государства, суть которых будет определять Кремль, - полагает Татьяна Становая. - Кроме того, это совпадает с конкретными интересами людей из окружения Путина, по мере перераспределения собственности усиливающих свои экономические позиции.
В прошлом году Тетюхина пригласили на чашку чая в московскую штаб-квартиру 'Рособоронэкспорта'. По его словам, беседа довольно скоро приняла неприятный, но ни в коем случае не неожиданный оборот. Руководители 'Рособоронэкспорта' сообщили ему о своем желании купить контрольный пакет титанового концерна. Чай почему-то начал горчить.
Сначала Тетюхин и Брешт публично заявили, что свои акции продавать не собираются. Тут же их компанию посетила налоговая полиция, а прокуратура начала внимательно изучать ее акционерную структуру 'ВСМПО-Ависма', которое раньше разделялось на два предприятия, и поставщик сырья, компания 'Ависма', до того, как стала частью ВСМПО, принадлежала Ходорковскому. Что и говорить, опасные связи. В 'Рособоронэкспорте' заявили, что компания пошла в металлургию для того, чтобы 'предотвратить захват различными организациями, в том числе действующими в интересах иностранного капитала и использующими незаконные методы, контроля над предприятиями металлургической отрасли'.
Сопротивление ВСМПО было быстро сломлено. Тетюхин, оставивший за собой 3,8 процента акций, говорит, что примирился с продажей, так как в 'Рособоронэкспорте' его заверили, что концерн останется надежным поставщиком титана для иностранных партнеров, на которых сегодня приходится 75 процентов продаж компании, составляющих в общей сложности миллиард долларов ежегодно.
В августе Boeing подписал с ВСМПО тридцатилетний контракт на поставку титана и продукции первого передела на сумму 18 миллиардов долларов. Представитель Boeing Майкл Талл (Michael Tull) заявил по этому поводу:
- Мы регулярно встречаемся с представителями ВСМПО, как и со всеми стратегическими поставщиками. Содержание этих встреч не выносится на публичное обсуждение, но мы, и это не подлежит никакому сомнению, поддерживаем с ВСМПО самые тесные отношения, которые дают нам возможность постоянно и регулярно обмениваться мнениями по всем вопросам.
В августе Соединенные Штаты наложили на 'Рособоронэкспорт' санкции за продажу Ирану оборудования, которое, как сообщалось, может использоваться для разработки оружия массового поражения (компания эти обвинения категорически отрицает). Однако санкции не касаются контракта с Boeing: работать с 'Рособоронэкспортом' запрещено только государственным американским компаниям.
________________________________________________________
Знакомьтесь: глава 'Кремль Инкорпорейтед' ("The Guardian", Великобритания)
Инвесторы всех стран, послушайте о 'Путин Инкорпорейтед' ("The New York Times", США)