Пятница: .
За последние четыре года это моя четвертая поездка в Россию - я был не только в Москве, но и в Ростове-на-Дону и Краснодаре на юге страны и в Нижнем Новгороде, ранее Горьком (в честь Максима Горького, который родился здесь в 1868 г.) - городе, который в советские времена был закрыт для иностранцев. Недавние поездки состоялись в связи с публикацией Московским Институтом проблем информационного права книги, составленной из публикаций в рубрике Open Door, используемой теперь на занятиях по журналистике в Московском Университете.
На этот раз я еду по приглашению Олега Третьякова, бывшего главного редактора одной из российских газет, а ныне главы комиссии по вопросам журналистской этики Общественной Палаты.
Суббота: Свободный день в заснеженной Москве. Не очень холодно, всего несколько градусов ниже нуля. С каждым приездом город кажется все более живым и, в какой-то степени, более европейским. Снос легендарной, печально знаменитой гостиницы 'Россия' почти закончен. Я жил здесь в апреле прошлого года на небезопасном 12-м этаже. Вид на собор Василия Блаженного и Кремль открывался из огромного окна от пола до пололка, которое распахивалось от малейшего толчка. Вместо нее появляется некий символ нового капитализма. С Андреем Рихтером - директором Института проблем информационного права - мы идем на выставку работ Родченко, размещающуюся в одном здании с меховым салоном.
Воскресенье: В Казань. Мы едем поездом, чтобы не зависеть от капризов погоды. Это оказывается правильным решением, поскольку некоторые делегаты конференции прибывают в неудобное время из-за отмены авиарейсов. Мы едем ночным фирменным поездом 'Татарстан', с пышными шторами, напоминающими стиль железнодорожных вагонов эпохи королевы Виктории. Рюмка водки, суп и грибы в вагоне-ресторане в компании с Андреем, секретарем Союза журналистов России Михаилом Федотовым и деканом журналистики Московского Университета Ясеном Засурским.
Понедельник: нас встречают на вокзале и отвозят в гостиницу 'Шаляпин' (названную так в честь великого певца, родившегося в Казани). Утренний обзор достопримечательностей включает в себя посещение казанского кремля с самой большой в России мечетью - мусульманами является более 40 процентов населения. На берегу Волги стоит памятник Мусе Джалилю - как мне объясняют, это величайший татарский поэт ХХ века, убитый немцами в конце Второй мировой войны. Мы возлагаем к его памятнику цветы.
В конференции, проводимой под эгидой Общественной Палаты Российской Федерации, участвует более трехсот человек - в основном, журналистов - со всего Поволжья. Представлены многие федеральные ведомства. 'Впервые, - говорят мне, - идея введения единой хартии для российских журналистов обсуждается на таком высоком уровне'.
В свою очередь, я в своем выступлении вспоминаю об Анне Политковской, журналистке, убитой в Москве почти 40 дней назад. Я хотел указать на понимание того, что мы работаем в разных контекстах - как минимум, двое участников отдают дань ее памяти. Надеюсь, что описать то, чем я занимаюсь, мне удается убедительно и с некоторым энтузиазмом. Но я согласен с тем, что необходимо разработать и принять общенациональный кодекс, который, по словам одного из организаторов, стал бы единым регулирующим документом для информационных СМИ в России. По моему мнению, это первое требование. Омбудсмен занимается, скорее, дополнительной, чем альтернативной деятельностью.
Вторник: Возвращение в Москву ночным поездом. Начинается оттепель.
Среда: Перед отлетом в Лондон часовая беседа с аспирантами Андрея в университете. Невероятно интересно и приятно. Они способны изменить мир, и это самая лучшая память об Анне Политковской.
Иан Мэйс - президент Организации ньюс-омбудсменов (Organisation of News Ombudsmen)