Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Тревожное напоминание о советском прошлом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бывший российский шпион борется за жизнь в лондонской клинике после отравления смертельно опасным таллием. На опубликованных вчера фотографиях Александр Литвиненко, всего две недели назад бывший в расцвете сил, выглядит как тень самого себя. Вчера, после ухудшения состояния, он был переведен в отделение интенсивной терапии

Бывший российский шпион борется за жизнь в лондонской клинике после отравления смертельно опасным таллием. На опубликованных вчера фотографиях Александр Литвиненко, всего две недели назад бывший в расцвете сил, выглядит как тень самого себя. Вчера, после ухудшения состояния, он был переведен в отделение интенсивной терапии.

Не стоит теряться в догадках. Покушение на убийство, чем несомненно было это отравление, несет на себе клеймо российской секретной службы - ФСБ. Таллий, не имеющий вкуса и смертельно опасный даже в ничтожных количествах - любимый яд спецслужб. Последний громкий случай его использования - отравление украинского оппозиционного политика Виктора Ющенко накануне президентских выборов. В случае Литвиненко у Кремля было немало причин желать навсегда избавиться от бывшего подполковника ФСБ, доставляющего столько неприятностей.

В конце девяностых Литвиненко был трижды осужден в России за государственную измену. Он дважды избежал наказания и бежал в Британию, где получил политическое убежище, поэтому третье дело против него слушалось заочно. Пользуясь безопасностью, которую, как он считал, предоставляет Британия, Литвиненко раскрывал темные дела ФСБ. При финансовой поддержке Бориса Березовского, бывшего олигарха и, вероятно, самого одиозного для Кремля деятеля лондонской эмиграции, он написал книгу. А в октябре он открыто обвинил президента Путина в убийстве журналистки Анны Политковской.

Ни широкая известность Литвиненко, ни люди, которых он выбрал себе в соратники на чужбине не способствовали улучшению отношения к нему со стороны российских властей и бывших коллег. Он явно вел опасный образ жизни, избегая благоразумного молчания, которое могло бы уберечь его от беды. Как и Политковская, он не скрывал своей неприязни к Путину и считал своим долгом высказываться открыто.

Несмотря на вчерашнее характерно запоздалое опровержение Кремля, улики указывают в этом направлении. Нисколько не успокаивает то, что эта операция могла быть проведена его бывшими коллегами, чувствующими себя оскорбленными. Что бы это говорило о реальной власти Путина в России?

У этого дела есть два глубоко тревожных аспекта. Первый заключается в том, что российские лидеры - или тайные службы, действующие от их имени - кажется, возвращаются к порочным советским методам. Не согласным с официальной линией угрожают заткнуть рот: вчера был отправлен в тюрьму еще один критик войны в Чечне. Те, кто не прислушался к первым предупреждениям, имеют основания опасаться за свою жизнь. Это совсем не та свободная и демократическая Россия, которая, как мы надеялись, возникнет на развалинах коммунизма.

Второй аспект заключается в том, что, как оказалось, ФСБ все более беззастенчиво действует за рубежом, ведя, в частности, операции против эмигрантского сообщества. Существует несколько версий того, как и где был отравлен Литвиненко, но похоже, что это произошло во время встречи в самом центре Лондона с одним или несколькими бывшими коллегами. Наша столица стала точкой притяжения для россиян, живущих, работающих или просто путешествующих за рубежом. Здесь представлены все уровни российской политики и жизни. Вероятно, нет ничего удивительного в том, что в этой относительно расслабленной и космополитичной атмосфере вольготно чувствуют себя зарубежные тайные службы, которые могут вынашивать кровавые планы.

До сих пор русские не привлекали к себе внимания, если не считать таких известных супербогачей, как Роман Абрамович. Отравление Литвиненко сделает их объектом нездорового интереса. Но, кроме того, оно должно предупредить нашу полицию и службы безопасности о скрытой угрозе. Если получающие убежище соблюдают наши законы, то мы обязаны распространять на них всю полноту защиты закона. Александр Литвиненко заслуживал того, чтобы его опасения воспринимались более серьезно.

____________________________________________________________

А не из двора ли князя Путина отравитель? ("The Times", Великобритания)

Осторожно, обвинения в отравлении. Не кантовать ("The Independent", Великобритания)