Балтийский газопровод был объектом обсуждения в Финляндии в 1990-е годы. Тогда считали, что газ можно будет качать в страну с двух направлений: из России и с месторождений в Северном море через Германию.
И тогда никто не вспоминал об экологических проблемах и о политических факторах, не говоря уже о военных угрозах, как это происходит сейчас в Польше, Прибалтике, да и в Швеции.
Обсуждение проблемы в Швеции напоминает времена 'холодной войны' и психоз 20-летней давности, связанный с проникновением вражеских подводных лодок в прибрежные воды страны.
СМИ Швеции сообщают о боязни правительства: газопровод, проложенный около острова Готланд, может вызвать даже военно-политический кризис, если ВМФ России приступит к патрулированию зоны газопровода, которая будет иметь стратегическое значение.
А если более конкретно, то Россия может оснастить газопровод подводной системой прослушивания и контролировать с помощью нее передвижения подводных лодок. Обслуживания строящегося газопровода предполагает строительство к северу от острова Готланд платформы, которая может быть, по мнению военных специалистов, и 'разведбазой'.
Таких специалистов не может успокоить даже то, что кроме Швеции и Финляндии, все прочие европейские страны, расположенные по берегам Балтийского моря, являются членами НАТО. Да к тому же газопровод, вызвавший столь бурное обсуждение, не является только российским: это российско-германский проект, получивший благословение правительств обеих стран.
По новому газопроводу и запланированному еще одному параллельному будет поставляться из Сибири и, несколько позже, из зоны Баренцева моря газ в Германию и другие государства Центральной Европы, входящие в ЕС. Объемы поставок газа - до 55 миллиардов кубометров в год. Поэтому газопровод и имеет стратегическое значения для этих стран.
Политическую борьбу против проекта начали Польша и бывшие соцстраны Прибалтики. Они считают, что этот газопровод сделает Россию независимой от сети, пролегающей сейчас на запад по их территории.
Россия обосновывает решение тем, что газ становится дороже, если его прокачивать через посредников. Есть, конечно, и политические факторы.
Критика противников проекта направлена не только против России, но и против Германии тоже. Критикующие страны имеют исторический опыт: они были в свое время заложниками договоров двух держав - Германии и России.
Во время встреч с премьер-министрами скандинавских стран лидеры Латвии, Литвы и Эстонии пытались склонить их на свою сторону в вопросе отторжения Балтийского газопровода, но напрасно.
Только в Швеции их осторожно поддержали, высказав мысль о том, что шведы понимают озабоченность своих соседей. Но политических резонов высказаться против германо-российского проекта северные страны не нашли.
После этого поднялся шум о возможных губительных для природы последствиях. А эта тема не так деликатна, как политическое обсуждение вопроса.
Финляндия и Швеция могут без ограничений обсуждать экологические стороны проекта: газопровод ляжет на дно моря в зоне законных экономических интересов двух стран, что позволяет Финляндии и Швеции многосторонне исследовать экологические факторы и запрашивать разъяснения.
Строительство газопровода уже идет, правда, не на море, и остановить работы, ссылаясь на отсутствие серьезных заключений экологов, вряд ли реально в политическом плане.
Такие протестные действия могут от силы привести к тому, что нитка газопровода несколько изменит линию своего пролегания в ту или иную сторону: ведь международное законодательство не запрещает строительство газопроводов через экономическую зону другого государства.