Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мы не должны делать скоропалительные выводы, упаси боже. Заявления оставшегося в Великобритании бывшего офицера российской разведки Александра Литвиненко о том, что его отравили бывшие работодатели, ничего не доказывает. То, что Литвиненко расследовал недавнее убийство журналиста-диссидента Анны Политковской, тоже ничего не доказывает

Россия остается государством, в котором самые властные люди обретают свою власть благодаря использованию жестокой силы

Мы не должны делать скоропалительные выводы, упаси боже. Заявления оставшегося в Великобритании бывшего офицера российской разведки Александра Литвиненко о том, что его отравили бывшие работодатели, ничего не доказывает. То, что Литвиненко расследовал недавнее убийство журналиста-диссидента Анны Политковской, тоже ничего не доказывает. И то, что он является близким сподвижником величайшего в нашей стране врага Путина Бориса Березовского, не доказывает ничего. Но и то, что российские власти назвали "нелепицей" утверждения о мотивах отравления Литвиненко, также ничего не доказывает.

Тем, кто считает неправдоподобным, что постсоветское руководство России готово убивать своих оппонентов на территории дружественного государства, следует вспомнить события в столице Катара 13 февраля 2004 года, когда в результате взрыва автомобиля после посещения местной мечети погиб бывший президент Чечни Зелимхан Яндарбиев. В убийстве Яндарбиева обвинили двух работавших в Катаре офицеров ФСБ, организации-преемницы КГБ. Было проведено следствие и суд, который сделал вывод о том, что убийство осуществлено "по указанию российского руководства".

Однако через год после вынесения вердикта, в результате интенсивного давления со стороны Москвы, эмир Катара этих людей освободил. Сообщалось, что агентам ФСБ Анатолию Белашкову и Василию Богачеву во время полета домой на борту самолета налили по "наградной чарке", а в Москве по прибытии в аэропорт "Внуково" их ожидал прием с красным ковром в присутствии больших начальников. Однако операторам российского телевидения был отдан приказ выключить камеры перед выходом офицеров ФСБ из самолета.

Что интересно, Александр Литвиненко довольно подробно писал об убийстве Яндарбиева на страницах сепаратистского сайта Chechenpress. Литвиненко, бывший близким коллегой Владимира Путина по КГБ, заявлял, что организация эта осуществляла убийства в зарубежных странах вплоть до заката советской эпохи, хотя официально утверждалось, что подобные акции закончились со смертью Сталина. "Перед каждой такой акцией, - писал он, а также после ее завершения глава КГБ лично докладывал о ней генеральному секретарю ЦК советской коммунистической партии. Он получал разрешение на ее проведение, а также деньги, дипломатические паспорта и все необходимое". Как писал Литвиненко, у него "не было сомнений" в том, что разрешение на операцию в Катаре давал лично Владимир Путин.

Нельзя отрицать тот факт, что чеченское сепаратистское движение является для России врагом необычайно жестоким. Страшным свидетельством этого стал захват заложников в Беслане. В равной степени нельзя отрицать и того, что Яндарбиев считался террористом не только в России - в свои черные списки его внесла и Организация Объединенных Наций. Когда речь заходит о борьбе с мусульманами-чеченцами, Путин придерживается мнения, что это то же самое, что и война Америки против "Аль-Каиды": ведь, в конце концов, разве американцы не уничтожали агентов "Аль-Каиды" в "дружественных" странах, таких как Йемен и Пакистан?

Лондон стал частью российского поля битвы против чеченского движения за независимость. Три года назад правительство Путина пришло в ярость, когда ему не удалось добиться экстрадиции в качестве террориста бывшего чеченского вице-президента Ахмеда Закаева. На судью Верховного суда не произвели большого впечатления показания главного свидетеля с российской стороны Дуквахи Дешуева, который ничем не смог подтвердить свои заявления о том, что люди Закаева подвергали его пыткам. На самом деле, Дешуев рассказал суду, что "свидетельские показания" выбили из него сотрудники ФСБ, и он однозначно от них отказался.

Все это может вызвать несколько мрачный интерес, однако эти события кажутся совсем не связанными с делом Александра Литвиненко. Но в действительности, Литвиненко оказался полностью втянутым в войну между Путиным и чеченцами. В своей новой роли автора журналистских расследований он скрупулезно изучал историю российских жестокостей в Чечне. Это была та же история, над которой в момент убийства работала Анна Политковская. Насколько мы знаем, Литвиненко отравили как раз накануне встречи, на которой он должен был получить документы, имеющие отношение к убийству Политковской.

Очевидно, существует такая возможность, что убийство Политковской и отравление Литвиненко были осуществлены "экстремистскими элементами" ФСБ без ведома и согласия президента Путина. Но что это говорит нам о состоянии государственной власти в России? Это говорит нам о том, что как и в российском бизнесе, здесь господствуют гангстеры.

Путина по-дружески приветствуют Джордж Буш и Тони Блэр. Я подозреваю, что, по их мнению, в качестве демократически избранного лидера Путин во всех отношениях является их полноправным коллегой. Большое заблуждение современных западных политиков состоит в том, что демократию они ставят на одну доску с цивилизацией. Это серьезный просчет, и Америке (да и нам) пришлось расплачиваться за это в Ираке и Афганистане. То, что в обеих этих странах сегодня имеются демократически избранные лидеры, ни на йоту не приблизило их к гражданскому миру или справедливости. Но это не должно вызывать удивления. Основа гражданского порядка - это не равные права на избирательном участке, а равенство перед законом. Оно требует полного уважения к правам собственности, а в этом ряду самым важным является безопасность собственного дома.

История нашей страны имеет тому подтверждения. В Британии мирное гражданское общество существовало и неплохо функционировало задолго до появления всеобщего избирательного права. Смысл был в том, что ее лидеры хоть и не избирались всем обществом, но подчинялись принципу главенства закона. Проблема сегодняшней России не очень-то отличается от причин ее невзгод на всем протяжении истории. Этой страной правят и всегда правили люди, а не законы. С падением коммунизма Россия перестала быть тоталитарным государством. Но это по-прежнему та страна, в которой самые властные люди обретают власть - и сохраняют ее - благодаря использованию жестокой силы, а порой даже убийств.

Другим важнейшим компонентом свободного общества является свободная пресса. И у себя в Великобритании мы получили этот счастливый дар еще до того, как стали развитой демократией. Россия же при Путине уходит от этого все дальше. Политковская за последние годы была далеко не первым российским журналистом, цензором для которого стала пуля в затылок.

Как же должно реагировать правительство Великобритании на попытку убийства одного из своих граждан - у Литвиненко британский паспорт - на британской земле? Это очень хорошо, когда Блэр постоянно заявляет, как он сделал вчера в Афганистане, что у "нас" нет альтернативы ведению войны против талибов и победе в этой войне. Но главная цель внешней политики любого государства заключается в защите своих граждан на своей собственной земле. В обстоятельствах, подобных нынешним, излюбленной официальной линией может стать заламывание в отчаянии рук и выражения сожаления. Но если это правительство достойно своего названия, оно должно решиться и на какие-то реальные поступки.

____________________________________________________________

Политический яд ("The Washington Post", США)

Отравленные отношения ("The Guardian", Великобритания)