Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Отравление бывшего агента российских спецслужб Александра Литвиненко в лондонском ресторане продолжило серию покушений на оппонентов Кремля за рубежом. А поскольку Британия стала убежищем для опальных российских олигархов, такое на нашей земле может случиться еще не раз

Отравление бывшего агента российских спецслужб Александра Литвиненко в лондонском ресторане продолжило серию покушений на оппонентов Кремля за рубежом. А поскольку Британия стала убежищем для опальных российских олигархов, такое на нашей земле может случиться еще не раз

Представьте, что вы - спецслужба иностранной державы, которая хочет избавиться от инакомыслящего, обосновавшегося в Лондоне. Как вы поступите: а) толкнете смутьяна под автобус; б) устроите так, чтобы его 'случайно' сбила машина; или в) отравите его за обедом в переполненном ресторане? Если вы хотите, чтобы гибель диссидента не вызвала подозрений, и вообще желаете избежать лишних сложностей, вы вряд ли выберите вариант с рестораном. Тем не менее, по мнению многих специалистов по России, именно такое покушение недавно организовала Федеральная служба безопасности (ФСБ).

1 ноября Александр Литвиненко, сорокатрехлетний россиянин, прежде работавший в ФСБ (созданной в постсоветский период на основе КГБ), обедал с итальянским экспертом по вопросам шпионажа в недорогом японском заведении Itsu. Вечером того же дня Литвиненко почувствовал себя настолько плохо, что его положили в больницу. Врачи впустую потратили 10 дней, пытаясь лечить его от пищевого отравления. Состояние Литвиненко ухудшалось - у него выпадали волосы, ему было трудно говорить, организм перестал вырабатывать белые кровяные тельца, он не мог есть - даже кормление через капельницу вызывало рвоту. Только после того, как врачи прислушались к просьбам Литвиненко проверить, не был ли он отравлен, выяснилось, что в его организме содержится таллий - лишенное вкуса и запаха вещество, которое до 1970-х гг. использовалось для изготовления крысиного яда, но затем было признано слишком опасным - в количестве, втрое превышающем смертельную дозу. Сейчас медики пытаются нейтрализовать медленно действующий яд: однако с уверенностью сказать, выживет ли бывший агент, можно будет лишь через месяц.

Лондонские друзья Литвиненко сразу же заявили, что за отравлением стоит Кремль. По их словам Москва хотела помешать Литвиненко вести расследование убийства еще одного известного критика российских властей - его хорошей знакомой Анны Политковской, журналистки и общественного деятеля, погибшей в ноябре. Они считают, что и в этом убийстве - Политковская была застрелена в собственном доме в Москве - винить следует Кремль.

Инстинктивная реакция британцев на эти обвинения - просто отмахнуться: что за нелепость! Ведь лондонские друзья Литвиненко - это коалиция заклятых врагов Кремля. В нее входят такие люди, как живущий в Лондоне правозащитник Алекс Гольдфарб, Ахмед Закаев - эмиссар сепаратистов, сражающихся против российских властей в Чечне (кстати, он живет по соседству с Литвиненко на севере Лондона), и эмигрант-олигарх Борис Березовский - самый активный из оппонентов президента Владимира Путина: все участники этой группы часто бывают в его офисе в Мэйфере. Березовский и Закаев получили политическое убежище в Британии: российским властям не удалось доказать обоснованность обвинений, предъявленных им на родине (в случае с Березовским речь идет о мошенничестве, в случае с Закаевым - о военных преступлениях).

Однако отравление Литвиненко - не первый случай такого рода. В 1978 г. спецслужбы Болгарии - страны-сателлита СССР - решили ликвидировать дипломата Георгия Маркова, бежавшего в Британию. В лучших традициях Джеймса Бонда убийца ввел ему под кожу капсулу с рицином с помощью шприца, спрятанного в кончике зонтика, когда перебежчик стоял в очереди на автобус. В момент укола Марков почувствовал острую боль; через три дня он скончался. Через десять лет, когда коммунистический режим в Болгарии рухнул, в штаб-квартире МВД в Софии был обнаружен целый запас таких 'зонтиков-убийц'.

Пристрастие к экзотическим методам 'ликвидаций' прослеживается во многих историях, связанных с операциями КГБ в прошлом; оно сочетается со склонностью этой спецслужбы к проведению кампаний клеветы и дестабилизации во многих странах, где она действовала в те времена, когда Советский Союз был сверхдержавой, имевшей интересы по всему миру. Даже сегодня иностранцы, имеющие регулярные контакты с Россией, быстро понимают, что в регулярно всплывающих мрачных историях о грязных трюках таинственных, как правило не называемых конкретно 'органов', есть хотя бы некоторая доля истины.

В последнее время многие истории о действиях ФСБ так или иначе связаны с Лондоном, поскольку еще в 1990-е гг. из-за выгодной для олигархов британской системы налогообложения наша столица стала 'вторым домом' для всех россиян с туго набитыми кошельками. Речь идет не только о Березовском, который обзавелся несколькими домами в центре Лондона, а также тщательно ухоженным и бдительно охраняемым поместьем в Суррее. В Лондоне обосновалось столько россиян, что его уже в шутку называют 'Москвой на Темзе', а на улицах Найтсбриджа, Мэйфера и Белгравии постоянно слышна русская речь: дамы-россиянки собираются компаниями за обедом. В британских аристократических школах и университетах на каждом шагу можно встретить богатенького Сашу или Пашу. Сегодня, когда в нашу страну устремился настоящий поток россиян, шпионская деятельность Москвы в Британии, как сообщается, тоже достигла беспрецедентного уровня: она не желает упускать этих эмигрантов из-под присмотра.

В 2006 г. все обвинения, связанные с 'темными делишками' российских спецслужб, имеют одного и того же конечного адресата - президента Путина, бывшего гэбэшника, который руководил ФСБ до того, как возглавил страну в 2000 г. Все эти обвинения призваны доказать, что Путин вернул ФСБ почти все полномочия, которыми в свое время пользовался КГБ.

Последние несколько лет друзья Литвиненко и Березовского вместе с актрисой и общественным деятелем Ванессой Редгрейв (Vanessa Redgrave) пытаются доказать, что Путин пришел к власти благодаря циничному заговору ФСБ, организованному осенью 1998 г. По их словам, план предусматривал серию взрывов жилых домов по всей России, вину за которые можно было свалить на чеченских сепаратистов, чтобы, пользуясь страхом россиян перед злобными мусульманами-чеченцами, начать новую войну в республике и обеспечить Путину победу на президентских выборах. В книге Литвиненко 'ФСБ взрывает Россию' эти обвинения излагаются во всех деталях. Бывший оперативник, по словам российской стороны уволенный из ФСБ за коррупцию, утверждает, что покинул службу, потому что не хотел выполнять приказ начальства об убийстве тогдашнего путинского врага номер один - Березовского.

Москва в свою очередь намекает, что некоторые из особо 'экзотических' преступлений, которые ей приписываются, на самом деле имеют 'зарубежный след'. Судя по всему, речь идет о том, что Березовский злонамеренно стряпает из отдельных, не связанных между собой событий 'варево' выдуманного заговора.

До сих пор это хитросплетение обвинений и контробвинений выглядело чересчур гротескным, чтобы удостоиться пристального внимания британских СМИ. Однако сегодня британская общественность с неприятным удивлением узнает, как много других противников Кремля в разных странах становилось жертвами яда, пуль или катастроф.

Зимой [так в тексте. На самом деле в сентябре - прим. перев.] 2004 г. ориентирующийся на Запад кандидат в президенты Украины Виктор Ющенко был отравлен диоксином: он чудом остался жив, но лицо Ющенко, которому прежде позавидовала бы и кинозвезда, превратилось в распухшую маску. Вину за отравление часто возлагают на промосковски настроенных сотрудников украинских спецслужб. Осенью 2004 г. журналистка Политковская заявила, что ее отравили в самолете, на котором она летела на юг, к чеченской границе, надеясь выступить в роли посредника и добиться мирного завершения трагедии с захватом заложников в бесланской школе. Летом того же года в Катаре был убит один из лидеров чеченских сепаратистов, Залимхан Яндарбиев; в связи с этим убийством было арестовано двое россиян, хотя Москва полностью отрицала свою причастность к произошедшему. Этим же летом [так в тексте. На самом деле 3 марта 2004 г.] на южном побережье Англии разбился вертолет, в котором находился Стивен Кертис (Stephen Curtis), британский адвокат миллиардера Михаила Ходорковского - богатейшего российского олигарха и политического оппонента Путина, которого тот посадил за решетку по обвинениям в мошенничестве (сам миллиардер называет их политически мотивированными). Незадолго до катастрофы Кертис говорил: если он умрет при загадочных обстоятельствах, 'это не будет случайностью'.

Я присутствовала на приеме в Лондоне, где Политковская ошеломила 'сливки' британского правозащитного движения рассказом о том, как на борту самолета ей подмешали нокаутирующую дозу какого-то препарата. Она пришла в себя в больнице через несколько дней - когда детям Беслана помочь уже было нельзя: сотни школьников, взятых в заложники, погибли во время неудачной попытки их освободить. Единственное, что она помнит о случившимся - это трое пассажиров самолета, на которых она обратила внимание, потому что они смотрели на нее 'враждебно'. Она обвинила в отравлении российские спецслужбы. Не поверить словам этого бесстрашного борца за правду было невозможно.

Российские богачи заинтересовались Лондоном еще в 1990-е гг.: повздорив на родине с власть предержащими, они находили здесь гостеприимный кров. После того, как в 2000 г. Путин пришел к власти и начал скрещивать шпаги с неугомонными олигархами, баснословно разбогатевшими и пользовавшимися слишком большим влиянием при его предшественнике Борисе Ельцине, все богачи, опасающиеся попасть в немилость к Кремлю - даже люди вроде владельца футбольного клуба 'Челси' Романа Абрамовича, находящиеся сейчас в дружеских отношениях с властью - стараются оборудовать себе здесь 'запасной аэродром'.

Из всех последствий этой иммиграции больше всего бросается в глаза резкий скачок цен на жилье в Лондоне - противоречащий любым законам логики и рынка. К великой радости риэлторов богатые россияне скупают целые этажи, чтобы хватило места для них самих и их помощников, и было где развернуться дизайнерам, отделывающим интерьеры домов с роскошной лаконичностью. Они без колебаний расстаются с миллионами, чтобы получить жилье по вкусу.

Россияне уже преобладают и в колонках светской хроники - они стали признанной частью лондонской элиты, придавая ей пышность и блеск. Так, фотографы просто обожают русскую манекенщицу Наталью Водянову - жену светского льва Джастина Портмэна (Justin Portman). Немало газетных полос посвящается 'дружбе' женатого Абрамовича с дочерью другого российского миллиардера, купившего дом в Лондоне, или 'футбольным' вечеринкам, которые он устраивает в Челси для своего ближайшего окружения и их жен, прилетающих погостить из Москвы - в мехах и бриллиантах. Даже у пожилого, не слишком фотогеничного Березовского, делающего сегодня деньги на торговле лондонской недвижимостью, есть молодая красавица-жена; эта пара часто попадает в объективы фоторепортеров на светских собраниях вроде скачек в Гудвуде (она - в шляпке, он - во фраке), где их сопровождает знаменитый пиарщик Тим Белл [Tim Bell - в прошлом пресс-секретарь Маргарет Тэтчер - прим. перев.].

Однако сообщения о 'деле Литвиненко' привлекли внимание к теневой стороне 'нашествия' россиян. Британцы впервые бок о бок столкнулись с методами внутриполитической борьбы в России. На этой неделе мы увидели неприглядную изнанку московского политического процесса, и этого короткого взгляда оказалось достаточно, чтобы избавить многих британцев от наивной уверенности, что 'теории заговоров' - удел чокнутых фанатиков. Неужели нам уже следует опасаться, что Британия превращается в арену смертельных подковерных схваток, характерных для сегодняшней России?

____________________________________________________________

Тревожное напоминание о советском прошлом ("The Independent", Великобритания)

Политический яд ("The Washington Post", США)