News blog
Следить за фурором, разразившимся в связи с отравлением, якобы по приказу Москвы, бывшего офицера российских спецслужб Александра Литвиненко - занятие весьма поучительное.
В одной сатирической книге, которая пользуется в России большой популярностью, президент Владимир Путин изображен жестоким, но бестолковым громилой-гангстером, который обращается к подчиненным как это принято в бандитских кругах - 'Слышь, брателло. . .'.
Готовность, с которой мы сегодня изображаем г-на Путина - да и всю Россию - в виде такого карикатурного злодея, не может не вызывать тревогу.
Прошу понять меня правильно - я без колебаний критикую кое-какие авторитарные тенденции, проявляющиеся в этой стране. Скажем, нынешнюю кампанию против этнических меньшинств, особенно грузин, я нахожу отвратительной.
И, конечно, сам факт, что г-ну Литвиненко сейчас приходится бороться за жизнь в больнице, глубоко шокирует. Знаем мы и то, что в советские времена Москва действительно отдавала приказы об отравлении людей.
Но неужели кот-то всерьез считает, что Кремль действительно пытался 'замочить' бывшего офицера ФСБ низкого ранга (который, кстати, никогда не работал в разведке, и уж тем более не был одним из 'ведущих разведчиков', как некоторые решили), не представлявшего для страны ни малейшей угрозы?
Подобными баснями нас кормят приятели Литвиненко: Борис Березовский - бизнесмен, живущий в добровольном изгнании в Лондоне, и Ахмед Закаев - один из лидеров чеченских сепаратистов.
Г-н Березовский, как все мы знаем - живое воплощение макиавеллиевского 'Государя', пресловутый 'серый кардинал', некогда манипулировавший Кремлем. Г-н Закаев - эмиссар чеченских мятежников, без малейших угрызений совести вошедший в правительство в изгнании, которое возглавлял 'архитектор террора' Шамиль Басаев - организатор захвата заложников в бесланской школе.
Вряд ли их можно назвать людьми с безупречной репутацией, не так ли?
Очевидно, что г-н Литвиненко скорее всего стал жертвой жестокого покушения. Но кто его организовал - личные враги, которых он нажил еще в Москве, будучи приспешником Березовского, спецслужбы, считающие его предателем, и действовавшие на свой страх и риск, или кто-то из друзей, решивший разыграть первоклассный политический спектакль - этого не может сказать никто.
Однако с чисто прагматической точки вероятность того, что приказ ликвидировать г-на Литвиненко отдал Кремль, крайне мала. Игра просто не стоила свеч. За шесть лет, что он живет в Лондоне, г-н Литвиненко не разгласил никаких сведений о деятельности ФСБ, заслуживавших хоть какого-то внимания. Он не похож на героя-диссидента.
____________________________________________________________
Игра ядовитых слов ("The Financial Times", Великобритания)
Ядовитое дыхание России ("The Wall Street Journal")
Как в "Москву-на Темзе" вернулось насилие ("The Times", Великобритания)