Александр Литвиненко любил рассказывать, как однажды Владимир Путин предложил ему убить человека, оставшегося сегодня самым серьезным противником российского президента.
- Но я отказался, - говорил бывший агент КГБ. - Ведь Борис Березовский - мой друг.
Но чего можно ожидать от дружбы с 60-летним российским миллиардером Березовским, обосновавшимся сейчас с Великобритании? Лысеющий, небольшого роста, он в сопровождении телохранителей уже навещал больного в палате.
Если разобраться, то практически любой след может привести к Березовскому. В России его разыскивают по обвинению в мошенничестве, а он тем временем финансирует некоторые российские движения, стремящиеся отобрать у Путина Кремль. И нигде это не заметно больше, чем на тихой улице одного из жилых районов на севере Лондона.
По одну сторону улицы стоит дом семьи Литвиненко за 500 тысяч фунтов, где живет бывший агент со своей женой и 12-летним сыном. Практически напротив стоит другой дом, уже за 700 тысяч, где живет Ахмед Закаев, некогда заместитель премьер-министра Чечни, сейчас - политический беженец.
Когда-то Закаев и Литвиненко должны были быть кровными врагами, но сегодня их объединило то, что оба они против Путина, и их связала тесная дружба. Что же касается собственника этих домов, то, по данным земельного кадастра, и тот, и другой принадлежат компании, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Есть информация, что эта компания подконтрольна Березовскому, который получает немало выгод от антипутинской позиции, занятой обоими жильцами.
Также ему выгодны заявления о том, что Литвиненко пытался убить именно Путин. А чтобы уж точно ничего не упустить, Березовский взял на работу лорда Белла, бывшего политтехнолога Маргарет Тэтчер. В интервью нашей газете лорд Белл заявил, что его фирма действует от лица правозащитной организации Березовского 'Фонд гражданских свобод' (Civil Liberties Foundation) безвозмездно. Идею опубликовать фотографии Литвиненко на больничной койке подал именно лорд Белл. Но почему олигарх стал таким заклятым врагом российского лидера?
После падения коммунизма в Березовском воплотился классический образ 'нового русского'. Сделав первые деньги на торговле автомобилями, он подружился с президентом Борисом Ельциным. В 1994 году его деятельность отметилась первым благополучно пережитым покушением на его жизнь: ему в машину подложили бомбу. Именно тогда, когда ФСБ, созданная после КГБ, начала расследование этого преступления, Березовский и повстречался с Литвиненко.
В 1995 году Березовский был одним из немногих бизнесменов, немало заработавших на приватизации: правительство Бориса Ельцина практически за бесценок отдавало в частные руки контроль над государственными активами России. Березовский получил в свое распоряжение государственную компанию 'Сибнефть' примерно за десятую часть ее истинной цены. В 1999 году он стал одним из суперолигархов, и когда бывший шеф КГБ стал сначала премьер-министром, а год спустя - и президентом, думал, что сможет держать его под контролем. Однако Путин повел в отношении олигархов весьма жесткую линию, которая в конце концов и привела Березовского в Лондон.
Правительство Путина предъявило ему обвинения в мошенничестве. Хотя в 2003 году Великобритания предоставила ему политическое убежище, российские власти до сих пор не оставляют попыток добиться его экстрадиции. В 2004 году Березовский финансировал выступавшего против Путина кандидата в президенты, и теперь с обеих сторон в адрес другой раздаются обвинения в попытке государственного переворота.
Последним, кто встречался с Литвиненко в день, когда он был отравлен, считается бывший агент КГБ Андрей Луговой. Сейчас его разыскивает для допроса британская полиция. Есть информация о том, что как жертва отравления, так и Луговой работали на некогда принадлежавшем Березовскому телеканале ОРТ.
Березовский ушел от ответа на вопрос о его связях с Луговым. В Кремле, в свою очередь, разговоры о том, что в отравлении Литвиненко замешаны российские власти, назвали чепухой. Что ж, в темной и безжалостной борьбе между президентом России и скрывающимся от него олигархом, наверное, все возможно.
____________________________________________________________
From Russia With Love ("Украинская правда", Украина)
Игра ядовитых слов ("The Financial Times", Великобритания)