В конце 2006 года у Европейского Союза сложились непростые отношения с его двумя большими восточными соседями: Россией и Турцией. С одной страной ЕС стремится заключить новое соглашение о партнерстве, но наталкивается на отказ ратифицировать энергетическую хартию, которая могла бы способствовать открытию рынка страны. С другой страной ЕС пытается успешно завершить переговоры об ее вступлении в Евросоюз, но этому мешает неурегулированный вопрос в отношении Кипра, поскольку Анкара так и не открыла свои аэропорты и морские порты для киприотских самолетов и судов, несмотря на подписанный ею протокол о таможенном союзе, действие которого распространяется на 10 новых стран ЕС.
Эта двойная проблема является испытанием на прочность для Евросоюза, который хочет использовать свое влияние для упрочения связей с этими двумя державами, но при этом не собирается отказываться от своих требований или поступаться своими интересами. Даже если подходы и отличаются - одну страну приглашают в Евросоюз, другую пока нет - цель одна и та же: создание на восточных границах Европы широкой зоны стабильности для предотвращения будущих конфликтов.
Как отмечает в своем последнем исследовании Чарльз Грант (Charles Grant), директор британского Центра европейской реформы, у России и Турции много общего. И та и другая страна одной ногой стоят в Азии, а другой в Европе, от их культурных столиц (Санкт-Петербурга и Стамбула) до Запада 'рукой подать', а политические столицы (Москва и Анкара) расположены внутри страны. Обе страны когда-то были крупными многонациональными империями, которые в настоящее время распались. Обе страны испытывают сомнения по поводу своей европейской идентичности, на которой настаивают их модернистские круги, и которую отвергают традиционалисты.
В обеих странах, по мнению Чарльза Гранта, то в большей, то в меньшей степени присутствует чрезмерный, порою параноидальный, национализм, готовый в любую минуту пойти в наступление. С ним рука об руку идет стремление к централизации, которое ущемляет права этнических меньшинств - курдов в Турции, чеченцев в России. 'Силы из-за рубежа' обвиняются в подстрекательстве сепаратистских настроений, которые жестко подавляются. И в Москве, и в Анкаре авторитарные режимы угрожают общественным свободам и не считаются с правами человека, что не может не вызывать озабоченности у европейцев.
Разобщенность стран-членов Евросоюза сковывает его действия. Он разрывается между жесткой позицией одних государств и снисходительностью других, и в результате то ведет себя непримиримо, то проявляет гибкость, так как главной задачей для него является четко обозначить вопросы, по которым наблюдаются разногласия, но не доводить дела до разрыва отношений. Действительно, оба государства не являются удобными партнерами, они усложняют жизнь Евросоюзу, ведут себя высокомерно, порою даже провокационно. Мягко говоря, ни Россия, ни Турция даже и не пытаются помочь Евросоюзу, когда тот предпринимает примирительные шаги. Более того, в отношении ЕС они стали выступать единым фронтом. Чарльз Грант отмечает, что за последние пять лет связи между этими странами, которые когда-то враждебно относились друг другу, упрочились.
Это сближение совпало с усилением антиевропейских настроений, которые не благоприятствуют возобновлению диалога. Поэтому ЕС должен найти способ восстановить доверительные отношения с обоими соседями. На данный момент ни Турция, ни Россия, кажется, не расположены идти на уступки. Одна все время утверждает, что ни на йоту не сдаст своих позиций по поводу Кипра, другая остается непреклонной по энергетическим вопросам. Чтобы выйти из этого тупика, европейцам понадобится все их мастерство и решимость.
Станет ли Турция членом Евросоюза, или нет, но окончательной целью европейцев является создание на границе с мусульманским миром зоны мира и сотрудничества. Анкара и Москва могут сыграть важную роль в реализации этого плана. Но он сможет осуществиться, только если Турция и Россия будут тесно вовлечены в европейскую политику.