В отношениях со странами ЕС Россия начинает прибегать к старым проверенным методам: обещаниям и угрозам. К такому своеобразному варианту 'пряника' и 'кнута', который входит в арсенал сверхдержав. Свидетельством такого российского подхода являются последние заявления российского руководства. В статье, опубликованной на днях в Financial Times, российский президент Владимир Путин заверял, что Европа не должна бояться России. В то же время он предупредил Польшу и другие страны Восточной Европы, что отношение к России как к врагу, а не стратегическому партнеру может вновь разделить Европу на два лагеря. Слова Путина следует рассматривать как ответ на вето Польши, которая заблокировала начало переговоров между ЕС и Россией относительно заключения нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которые должны начаться сегодня. Варшава таким образом пытается добиться от России отмены российского эмбарго на поставку некоторых видов польской сельскохозяйственной продукции на рынок России. Кроме того, Польша настаивает на ратификации Россией Энергетической хартии.
Примечательно, что одновременно с этой публикацией российского президента, прессе стало известно об угрозе со стороны России запретить импорт любой продукции животноводства из Евросоюза, начиная с 1 января. Как сообщает Би-би-си, в письме, направленном в Брюссель в начале ноября, Россия предупредила Европейскую комиссию, что с января 2007 года наложит запрет на импорт мясных продуктов из стран ЕС, если не получит гарантий по качеству мяса из Румынии и Болгарии. По словам представителя Еврокомиссии, для подобного запрета нет никаких оснований, поскольку ЕС уже предпринял необходимые меры в отношении свиной лихорадки в Румынии и Болгарии. Экспорт свинины из обеих стран запрещен. Европейская комиссия также выразила готовность до конца недели послать в Москву специалистов, которые объяснили бы суть принимаемых мер, однако Россия пока не ответила на предложение. Запрет на ввоз в Россию мясной, мясомолочной и рыбной продукции из Европы обойдется ЕС более чем в $2 млрд. в год. Чиновники в Брюсселе говорят, что вопрос обязательно будет поднят во время саммита лидеров стран ЕС с российским президентом Владимиром Путиным. Следует отметить, что два года назад после вступления в ЕС ряда стран бывшего социалистического лагеря Россия также ввела запрет на импорт мяса, но через пять дней отменила его. Будет ли так на этот раз? Что собирается выторговать Россия в обмен на включение ключевых положений энергетической хартии в новый договор? Многое прояснит саммит Россия-ЕС, который состоится несмотря на то, что Польша не дает добро ЕС на мандат переговоров.
Примечательно, что российские газеты, назвав предстоящий саммит трудным, разделились в мнениях относительно позиции Польши. Ряд газет, в том числе 'Российская газета', обвинила в сложившейся ситуации Польшу. Тем временем 'Ведомости', напротив, призывают Москву 'договариваться' с Варшавой.
КОММЕНТАРИЙ
Федор ЛУКЬЯНОВ, главный редактор журнала 'Россия в глобальной политике':
- То, что происходит вокруг саммита и, в частности, польское вето на начало переговоров Россией о новом договоре - это проблема не российская, а сугубо внутриевропейская. Польша просто использует сложившуюся ситуацию для того чтобы, во-первых, попытаться решить свою давнюю мясную проблему. Но главный мотив состоит в том, что Польша намерена продемонстрировать своим европейским партнерам, что с Варшавой надо считаться. Вопрос с мясом является поводом, потому что Польша неоднократно обращалась в Еврокомиссию с просьбой воздействовать на Москву. Еврокомиссия реагировала довольно вяло. К тому же, недавно еврокомиссар Бенито Феррера-Вальднер заявила, что вообще Польша сама должна решать этот вопрос на двухстороннем уровне, не смешивать это с европейской политикой. Что в общем странно, потому что внешняя торговля и сельскохозяйственная политика является прерогативой Евросоюза. Что касается Энергетической хартии, все давно поняли, что Россия не будет ратифицировать этот документ в нынешней форме. Сейчас идет игра о другом. Для ЕС важен мандат начала переговоров с Россией, поскольку Брюссель хочет в этот договор внести ключевые положения Хартии. Польша эту тонкость не понимает либо не хочет понимать. Позиция России, связанная с ее нежеланием ратифицировать Хартию, действительно опасная. Думаю, что сейчас между ЕС и Россией идет война нервов. Действительно, есть проблема с газом и она будет увеличиваться. ЕС на этом настаивает и постоянно апеллирует к этому, что Россия не справится, что ставит под угрозу снабжение Европы. Россия в ответ говорит: мы справимся - это не ваша проблема. Я думаю, что процесс подготовки нового договора - это процесс очень жесткого торга об условиях взаимодействия прежде всего в энергетической сфере. Что на что меняют? При каких условиях Россия может согласиться на доступ к трубопроводам и к месторождениям? Это будет очень тяжелый процесс. Я не знаю, чем он закончится. Тут вопрос уже реальной силы и позиций, а также умения переговорщиков. Сочетание обещаний и угроз достаточно распространенная тактика во время переговоров на экономические темы. Что касается Болгарии и Румынии, я не берусь судить, насколько оправданной является российская озабоченность. Я подозреваю, что проблемы могут быть. Хотя и они преувеличены.
N205, п'ятниця, 24 листопада 2006