November 24, 2006
В 1970-е - 80-е гг. - период, когда Кремль в последний раз подвергался регулярной критике со стороны США за нарушение прав человека - среди самых непримиримых оппозиционеров в стране были и представители еврейской общины. 'Отказники' - так называлось наиболее активное ядро этих оппозиционеров - превратили проблемы, с которыми сталкивалось религиозно-этническое сообщество, в мощное политическое орудие.
Сегодня в связи с политикой Владимира Путина мы вновь слышим жалобы на ограничение свободы печати и рост национализма в стране. Но если вы спросите сегодняшних лидеров российских евреев о прегрешениях Кремля, ответом будет красноречивое молчание. 'В политической жизни страны больше не слышно отчетливого голоса евреев', - с явным сожалением замечает Танкред Голенпольский, редактор единственной независимой еврейской газеты в России. Молчание евреев в это трудное время наглядно свидетельствует не только об их собственной позиции, но и о состоянии российского гражданского общества в целом.
В фундаментальном плане, смена тональности по сравнению с эпохой 'отказников' связана с изменившимся положением евреев в российской социальной иерархии. В советские времена евреев считали 'безродными космополитами', представляющими из-за этого угрозу для государства. В результате они подвергались постоянной дискриминации на государственном уровне, что давало отказникам (само это название связано с отказом властей выпустить их из страны) немало оснований стремиться получить выездную визу в Израиль или США.
Вместе с коммунистическим режимом пришел конец и узаконенной дискриминации евреев; вскоре некоторым из них даже удалось извлечь немалую выгоду из экономического бума в России. Одновременно проявилась и другая тенденция: роль 'козла отпущения' за все беды страны, которую раньше играли евреи, перешла к мигрантам с Кавказа. В беседах со мной многие евреи с облегчением замечали: 'У России теперь появились новые евреи - это чеченцы'.
Все это однако не означает, что они чувствуют себя в полной безопасности. В России евреи по-прежнему считаются 'чужеродной' нацией, а в прошлом году 5000 видных общественных и политических деятелей, среди которых было немало парламентариев, подписали письмо с требованием запретить еврейские организации, утверждая, что их деятельность носит экстремистский характер. Официальные представители российской еврейской общины заявляют, что в свете авторитарных тенденций, проявляющихся сегодня в стране, пытаться влиять на политическую ситуацию было бы неосмотрительно.
'Россия не готова к демократической, республиканской или либеральной еврейской коалиции, - полагает Берл Лазар, главный раввин России и самый близкий друг г-на Путина среди еврейских лидеров. - У России другой менталитет - другая история, другие традиции. В России евреям не следует заниматься политикой'.
В постсоветскую эпоху подобная самоцензура не всегда была правилом. В 1996 г. медиамагнат-еврей Владимир Гусинский стал одним из основателей Российского еврейского конгресса, который должен был выражать интересы пятисоттысячной еврейской общины в стране. Г-на Гусинского обвиняли в том, что он привнес в деятельность этой еврейской организации собственные политические пристрастия, однако он не боялся открыто высказываться о политике российских властей по отношению к Израилю или их действиях в Чечне. Но главное, Российский еврейский конгресс спорил с другими еврейскими организациями о том, какую позицию по тому или иному вопросу следует считать оптимальной. Одним словом, велись дискуссии.
Затем, в 2000 г., г-на Гусинского арестовали и вынудили бежать из страны. Его, как и нефтяного магната Михаила Ходорковского несколькими годами позже, обвиняли в финансовых нарушениях, однако, по мнению многих, реальным преступлением г-на Гусинского была его оппозиция президенту Путину. Новые олигархи, взявшие на себя финансирование Российского еврейского конгресса, хранили полное молчание по поводу политического курса Кремля, опасаясь за свой бизнес.
Однако изменения в деятельности Конгресса не были единственным примером вмешательства Кремля. После падения коммунизма в России в течение ряда лет было много 'главных раввинов', представлявших различные течения в иудаизме. В 2002 г. ситуация изменилась: г-н Путин дал понять, что будет контактировать лишь с одним из них - Берлом Лазаром, который и будет официально считаться главным. Какими бы причинами ни руководствовался г-н Путин, - о них идут жаркие споры - его решение по сути заглушило голоса других представителей общины: в результате мы слышим лишь заявления - как правило, дружественные - рабби Лазара и Российского еврейского конгресса.
Тот факт, что еврейские организации избегают критики в адрес г-на Путина, не означает, однако, что евреев в оппозиции нет вообще. Александр Осовцов, занимавший при г-не Гусинском пост исполнительного вице-президента Российского еврейского конгресса, присоединился к демократическому движению. Сначала он работал в фонде 'Открытая Россия', но тот закрылся после ареста его главы. Теперь он сотрудничает с организаций 'Другая Россия', которая занимается подготовкой лидеров оппозиции.
По словам г-на Осовцова, те годы, когда он работал в Российском еврейском конгрессе, были временем надежд, но сейчас существование независимой, активной еврейской организации невозможно. Она может нормально функционировать, утверждает он, 'лишь в том случае, если в стране есть хотя бы минимальный уровень свободы. Но этого больше нет'.
Г-н Поппер, репортер Forward, побывал в России в качестве стипендиата Программы подготовки журналистов-международников (World Affairs Journalism)