Однако проблемы с имиджем зачастую препятствуют инвестициям, необходимым для их международной экспансии
Российские металлургические компании стремятся завоевать господствующие позиции на мировом рынке, но им приходится вести трудную борьбу за привлечение западных инвесторов для финансирования этих амбициозных планов.
За последние полтора года пять крупнейших российских сталелитейных корпораций либо уже провели первичное размещение акций на международных биржах, либо объявили о намерении это сделать. Среди них - 'Евраз Групп С.А.', которая на этой неделе объявила о согласии приобрести американскую фирму Oregon Steel Mills Inc. за 2,3 миллиарда долларов, и ОАО 'Северсталь', потерпевшая неудачу в попытке купить европейский сталелитейный концерн Arcelor SA. Алюминиевая компания ОАО 'Русал', которая недавно поглотила другую российскую фирму того же профиля, также планирует в ближайшие полтора года провести IPO.
Однако эта волна размещений не вызвала ажиотажа, оставив некоторых инвесторов равнодушными. Байан Хикс (Brian Hicks), соуправляющий инвестиционного фонда Global Resources Fund с портфелем в 1,2 миллиарда долларов, входящего в компанию U.S. Global Investors, управляет, среди прочего, пакетами акций крупнейших российских никелевых и газовых корпораций. Однако, по его словам, сталелитейную индустрию он пока обходит стороной, ожидая, когда там выявятся явные фавориты. 'Мы хотели бы иметь дело с компаниями, связанными с Кремлем, а не идти на ненужный риск, вкладывая капиталы в небольшие фирмы, не имеющие такого преимущества', - отмечает он.
Озабоченность вызывает и тот факт, что контрольные пакеты большинства российских фирм по-прежнему контролируют их владельцы, в результате чего возникает вопрос: в чем состоит главный интерес металлургических магнатов - расширении собственных империй или обеспечении прибылей всем акционерам? Так, на сделку 'Евраза' с Oregon инвесторы отреагировали без энтузиазма, полагая, что российская компания переплатила за покупку.
'Всегда существует вероятность конфликта между владельцем-олигархом и западными миноритарными акционерами его корпорации, - утверждает Ян Хейг (Ian Hague), совладелец нью-йоркской инвестиционной компании Firebird Management LLC, владеющей акциями российских фирм на общую сумму в 1 миллиард долларов. - Это особенность российского рынка'. Поэтому некоторые инвесторы, действующие в странах с развивающейся рыночной экономикой, отдают предпочтение бразильским, индийским и китайским активам.
Сталелитейная промышленность сегодня по всему миру переживает возрождение - в основном благодаря мощному спросу на их продукцию, в особенности в бурно развивающихся странах вроде Китая, и экономическому буму в отраслях, использующих изделия из стали, например, нефтяной. Уже несколько американских компаний стали объектом поглощения со стороны новых гигантов, возникших в странах с развивающейся экономикой. Российские фирмы, получив 'добро' от Москвы на международную экспансию, пытаются воспользоваться происходящей в отрасли концентрацией капитала для собственных приобретений. Но для этого им необходимо завоевать большую известность на Западе, где у российских компаний зачастую сохраняются проблемы с имиджем. IPO стали для них популярным методом улучшения репутации и продвижения своих брэндов за рубежом.
Некоторые западные инвесторы считают, что активы российских фирм переоценены. Их беспокоит также политическая неопределенность, связанная с тем, что второй (и последний) президентский срок Владимира Путина подходит к концу в 2008 г. Хотя кандидат, которого г-н Путин укажет в качестве своего преемника, выиграет выборы почти со стопроцентной вероятностью, кое-кого тревожит, что политическая борьба в Кремле может привести и к потрясениям в сфере бизнеса.
Некоторые представители российской металлургии, в свою очередь, считают, что биржевая стоимость их акций сильно занижена из-за расхожего мнения о непрозрачности их структуры владения и деятельности, которое некоторые металлургические фирмы активно стараются изменить. 'Нужно время, чтобы люди:избавились от стереотипов', - считает генеральный директор 'Русала' Александр Булыгин.
Кампания российских фирм, пытающихся переубедить западных инвесторов, проходит с переменным успехом. В октябре 2004 г. ОАО 'Мечел' - российская сталелитейно-угольная компания, контролируемая миллиардером Игорем Зюзиным - провела размещение на Нью-йоркской фондовой бирже. Акции были выставлены на продажу по 21 доллару за штуку, затем их цена поднялась до 36,95 долларов, но позднее котировки упали до 18,59 долларов, даже несмотря на стратегически значимую покупку ряда угольных шахт. В среду на Нью-йоркской бирже акции 'Мечел' торговались по 22,7 доллара за штуку (в четверг американские биржи не работали).
В результате IPO 'Северстали', разместившей в ноябре 9% своих акций на Лондонской фондовой бирже, удалось собрать более миллиарда долларов; по объему капитализации (12,7 миллиардов долларов) она стала одной из крупнейших российских компаний, зарегистрировавшихся в Лондоне в последние месяцы. Однако банкиры и сама фирма ожидали большего. В первый день торгов ее акции раскупались плохо: к закрытию биржи они котировались по 11,65 долларов - на 6,8% ниже цены продавца. Вчера к концу биржевого дня они подешевели еще на 1,3% - до 11,5 долларов. Миллиардер Алексей Мордашов, которому сегодня принадлежит 90% активов 'Северстали', заявил, что может увеличить размещение до 25% акций.
'Северсталь' стала четвертой российской сталелитейной компанией, организовавшей IPO на западных биржах за последние три года. Котировки акций 'Евраза' и ОАО 'Новолипецкий металлургический комбинат' - они торгуются на Лондонской бирже - увеличивались, хотя в последнее время их цена колеблется. В то же время акции большинства североамериканских сталелитейщиков, например, U.S. Steel Corp. со штаб-квартирой в Питтсбурге и Nucor Corp. из города Шарлота (Северная Каролина), растут благодаря мощному спросу на их продукцию, увеличению прибылей и слухам о дальнейшей концентрации капитала в отрасли.
Представители 'Евраза' - в этом году владельцем 41% его акций стала фирма Millhouse Capital, принадлежащая живущему в Лондоне миллиардеру-россиянину Роману Абрамовичу - заявляют, что хотели бы сократить его долю, чтобы внушить инвесторам больше уверенности. 'Евраз' намеревается в ближайшие два-три года увеличить количество своих акций, выставленных на свободные торги, с 15,2% до 25%, в результате чего пакет г-на Абрамовича уменьшится, составив меньше трети от общего объема активов.
Другие крупные российские сталелитейные компании контролируются их владельцами. Фирма ОАО 'Магнитогорский металлургический комбинат', принадлежащая Виктору Рашникову, планирует провести IPO в первой половине 2007 г.
Из всех российских компаний, планирующих сегодня выйти на международный рынок, наибольший ажиотаж, как ожидается, вызовет размещение акций 'Русала'. Благодаря последним приобретениям эта корпорация контролирует почти 100% производства алюминия на территории бывшего СССР. По объему выпускаемой продукции 'Русал' стоит на одном уровне с американскими алюминиевыми гигантами Alcoa и Alcan.
Гендиректор компании Булыгин в недавнем интервью заявил, что в ближайшие пять лет она планирует вдвое увеличить капитализацию. 'Мы хотим, чтобы наше присутствие ощущалось', - заметил он. По мнению г-на Булыгина российские компании пока находятся на первой стадии развития, но быстро совершенствуют корпоративное управление.
Кое-кто на Западе согласен с этим. 'Увидите - найдутся дальновидные инвесторы, готовые идти на риск', - считает Уэйн Этрелл (Wayne Atwell), эксперт по металлургической промышленности, работающий консультантом фирмы North Street Capital со штаб-квартирой в Гринвиче (штат Коннектикут). По его словам, потенциал многих российских фирм очень высок, а стоимость рабочей силы и электроэнергии, напротив, мала, так что рано или поздно инвесторы обратят на них внимание: 'Понадобится какое-то время, чтобы 'переварить' информацию, но в конце концов их акции приобретут популярность'.
____________________________________________________________
Движение Москвы, или Мечта Владимира Путина ("The Wall Street Journal", США)
Страна медведей проснулась ("Die Zeit", Германия)
Как Кремль усложняет жизнь на Сахалине ("The Financial Times", Великобритания)