В своем последнем слове, надиктованном другу, Александр Литвиненко обвинил в своей смерти правительство Путина. Из-за этого в англо-российских отношениях вполне может вспыхнуть нежданный конфликт. Сегодня реальная картина этого преступления неизвестна; вполне возможно, оно так и не будет расследовано никогда. Однако если все же окажется, что убийство в лондонском ресторане организовано российскими секретными агентами, это будет означать, что в сердце британской дипломатии по рукоять воткнут острый кинжал.
После 1990 года Соединенное Королевство, прямо скажем, не блистало успехами в отношениях с официальной Россией. Тони Блэр постоянно только и делает, что хвалит президента Владимира Путина. Их не раз видели вместе и в Лондоне, и в Москве - причем встречи проходят в исключительно приятной обстановке. Они обмениваются подарками. Вместе фотографируются их жены. Блэр говорит о Путине с неизменной теплотой, и в таком к нем отношении он не одинок: Джордж Буш и Герхард Шредер в своих дипломатических отношениях с Россией тоже не скупятся ни на мед, ни на елей.
В мае 2005 года Буш во время своих поездок в Литву и Грузию выступил было в защиту общепризнанных прав человека и потребовал уважать суверенитет этих стран, и вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney) с госсекретарем Кондолизой Райс (Condoleezza Rice) тогда же выступили с предельно жесткими оценками действий российской власти, но все опять испортил Шредер. Он без устали превозносил путь прогресса, которым идет путинская Россия, за что после поражения на выборах в Германии и был вознагражден директорской должностью в российском государственном газовом гиганте 'Газпроме'.
Нельзя отрицать, что Блэр, действительно, выражал Путину свой протест по поводу неуважения к правам человека в России. Также не скрывал он своего неудовольствия войной в Чечне. Но при всем этом он держался в самых мягких рамках: дипломаты, присутствовавшие на встречах Блэра с Путиным, просто поражались тому, в насколько формальном тоне выражались все протесты от лица Великобритании.
Блэр даже позволил Путину устроить себе настоящую публичную порку, когда отказался признать, что боевые действия, которые ведет Россия, являются одним из фронтов всемирной 'войны с терроризмом'. Блэр, и здесь надо отдать ему должное, всегда обращал внимание на злодейства, которые творятся в Чечне, но ни разу не дал понять, что считает эти злодейства не только внутренним делом России - а ведь под предлогом 'чеченской опасности' Москва сделала бесчисленное количество шагов в сторону авторитаризма. Путин, прикрываясь ею, начал преследовать средства массовой информации, и теперь только самые храбрые осмеливаются выступать против государственной политики.
Убийство Анны Политковской, произошедшее более полутора месяцев назад, так и не раскрыто. Путин выступил с осуждением этого преступления в исключительно поверхностных тонах; кроме того, Политковская постоянно писала о жесткостях, творимых российской армией в Чечне, что заставляет задаться более чем очевидными вопросами по поводу возможного участия Федерального бюро безопасности (так в тексте - прим. перев.) в ее ликвидации.
Людей, в полной мере осознающих, что политика Даунинг-стрит по отношению к России идет куда-то не туда, в нашем Министерстве иностранных дел достаточно. Тотальное разрушение Чечни никак не способствует успеху так называемой 'войны с терроризмом', скорее наоборот: пример Чечни, а также некоторых других 'горячих точек', от Палестины до Кашмира, стал прекрасной пропагандой для исламских террористов. В страну потоком хлынули деньги и боевики-добровольцы. А управляет Чечней путинский протеже Рамзан Кадыров, невообразимо варварски относящийся к своим же согражданам.
Блэр постоянно повторяет, что уверен: с помощью тихой дипломатии нам удастся получить гораздо большие дивиденды. Конечно, существуют такие британские интересы, которые надо защищать. По мере роста зависимости Великобритании от импорта энергоносителей растет и будет расти также значение экономических связей с Россией; кроме того, довольно широкую дорогу в регион российского Дальнего Востока, потенциальный источник огромных прибылей, проторила компания ВР, и британское правительство хочет, чтобы его бизнесу ничто не мешало. Однако перспективность дипломатических танцев на паркете в этом отношении представляется весьма сомнительной.
Европа для России - самый лучший потребитель нефти и газа. Российские власти говорят о возможности строительства новых трубопроводов в Китай и, соответственно, продажи своих ресурсов Пекину, но одно дело - это труба, которую еще надо проложить, а совсем другое - это труба, которая уже работает и приносит прибыль здесь и сейчас. Кроме того, китайцы, и это известно всем, с деньгами расстаются очень и очень неохотно.
Что касается ВР, то разногласия с Россией по тем или иным вопросам вряд ли определят ее судьбу. Нельзя судить о Путине ни по тем банальностям, которыми он говорит о демократии и законности, ни по тому, что лично он якобы любит демократию. Российские власти начали оказывать давление на иностранные компании, вступившие на рынок в середине 90-х годов, когда экономика России была еще квазилиберальной, и Великобритания должна немедленно определиться с тем, что ей в этой ситуации делать. Правители России вновь поймали кураж - тот, который был у них практически до самого момента распада СССР. Путин потому так и популярен в народе, что выступает от лица своей страны и делает это уверенно и гордо. И в этом плане Блэру есть чему у него поучиться.
В 1971 году министр иностранных дел сэр Алек Дуглас-Хоум (Alec Douglas-Home) решил, что хватит терпеть советскую разведку на британской территории и, к полному изумлению Москвы, выслал из страны сразу 105 дипломатов. Да, ему пришлось претерпеть несколько недель неудобств, но в долгосрочной перспективе никакого ущерба межгосударственным отношениям нанесено не было. Сегодня, когда у нас есть возможность изучать архивы советского политического руководства за послевоенный период, можно с уверенностью сказать, что жесткая позиция Лондона никак не повредила нашим национальным интересам.
А Блэр на прошлой неделе снова открыл свой мешок славословий - заявил, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев внес огромный вклад в прогресс своей страны - да-да, тот самый Назарбаев, режим которого известен далеко за ее пределами нарушением прав человека. В отношениях с Россией кризис еще не наступил, но если полиция выявит связь между убийцами Литвиненко и приближенными Путина, то премьер-министр должен будет в корне пересмотреть всю свою политику.
Роберт Сервис - автор книги 'Товарищи', (Comrades), всемирной истории коммунизма, которая выйдет в свет в мае 2007 г.
____________________________________________________________
Ядовитое дыхание России ("The Wall Street Journal", США)
Литвиненко - не герой-диссидент ("The Guardian", Великобритания)