Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Призраки 'холодной войны' не должны затмевать уроки истории

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Беглого российского шпиона при таинственных обстоятельствах убивают в Лондоне. Главные политические противники президента России либо бежали, либо сидят за решеткой, либо убиты. Кремль под предводительством 'железного полковника' из бывшего КГБ дестабилизирует недружественные ему соседние страны - на Украине отключает на время газ, запугивает Грузию. Что это - начало новой 'холодной войны'?

Беглого российского шпиона при таинственных обстоятельствах убивают в Лондоне. Главные политические противники президента России либо бежали, либо сидят за решеткой, либо убиты. Кремль под предводительством 'железного полковника' из бывшего КГБ дестабилизирует недружественные ему соседние страны - на Украине отключает на время газ, запугивает Грузию. Что это - начало новой 'холодной войны'?

Здесь правильно было бы в качестве отправной точки избрать 1946 год и известную речь Уинстона Черчилля (Winston Churchill) в Фултоне, которая во всем мире считается сигналом к настоящей 'холодной войне'. За шестьдесят лет, что прошли с того дня, мир совершенно невообразимо изменился, но некоторые истины, о которых говорил в то время Черчилль, и сегодня актуальны как никогда.

Черчилль мог говорить свободно, поскольку за год до этого потерял власть, и он говорил об 'угрозе экспансии и прозелитизма' со стороны Советского Союза, руководимого Иосифом Сталиным. "Протянувшись через весь континент от Штеттина на Балтийском море и до Триеста на Адриатическом, на Европу опустился 'железный занавес', - сказал он слушателям, среди которых был и пригласивший его президент США Гарри Трумэн (Harry Truman). - Столицы государств Центральной и Восточной Европы - государств, чья история насчитывает многие и многие века,- оказались по другую сторону этого занавеса. Варшава и Берлин, Прага и Вена, Будапешт и Белград, Бухарест и София - все эти славные столичные города со всеми своими жителями и со всем населением окружающих их городов и районов попали, как я бы это назвал, в сферу советского влияния. Влияние это проявляется в разных формах, и эти страны подвергаются все более ощутимому контролю, а нередко и прямому давлению со стороны Москвы'.

Черчилль на этом не остановился. Он заявил, что советская угроза нависла не только над Европой, но и над всем миром из-за того, что в каждой стране есть 'пятая колонна' коммунизма, и эти колонны действуют 'удивительно слаженно и согласованно, в полном соответствии с руководящими указаниями' Кремля. Мощные коммунистические партии могли пошатнуть основы западноевропейских государств, в частности Италии и Франции, и сыграть на разрухе на Дальнем Востоке - например, в Китае. Видя это, сказал Черчилль, Запад должен объединиться и всемерно укреплять 'мускулы мира.' Речь Черчилля подтолкнула правительства западных стран к созданию в 1949 году Организации Североатлантического договора, сдерживавшей советскую угрозу до самого распада Советского Союза.

Нынешняя Россия, какой бы жестокой и наглой она временами ни казалась, уже практически ничем не напоминает тоталитарный сталинский режим 40-х годов. Главное - Россия потеряла империю: от московского ярма освободились как народы стран Центральной и Восточной Европы, так и собственно бывшие советские республики; практически над всеми столицами, о которых упомянул Уинстон Черчилль, сегодня гордо реет флаг Европейского Союза; а НАТО на следующей неделе проведет саммит в Риге, столице Латвии, насильно включенной в состав Советского Союза в то самое время, когда Черчилль входил на трибуну. Во-вторых, мертва воинственная коммунистическая идеология: да, в России растет национализм, и это не может не беспокоить, но этот национализм невозможно экспортировать за пределы страны так, как в свое время делали коммунисты. Коммунистическая экономическая модель, которая, как считали когда-то, может похоронить капитализм, похоронена сама. И, кроме того, Россия уже давно перестала быть тоталитарной страной. В 1991 году, когда распался Советский Союз, русские в некотором смысле освободили себя сами. Сегодня российские граждане могут свободно выезжать за рубеж, подключаться к Интернету, покупать любую собственность, какую хотят (хоть футбольный клуб 'Челси'), выводить свои компании на иностранные фондовые рынки. И все же, хоть исторические обстоятельства и изменились до неузнаваемости, но рекомендации Черчилля, данные Трумэну относительно работы с Россией, сегодня так же важны и актуальны, как и в то время.

С одной стороны, Черчилль признавал, что русские - великий народ, который имеет право сам решать свою судьбу и имеет право на определенный статус в мире. Он говорил, что Запад всегда должен протягивать русским руку дружбы - если те готовы ее пожать. С другой, бывший лидер Великобритании был в достаточной степени реалистом, чтобы понимать, что потакательство агрессии приведет лишь к ее усилению. 'Общаясь в годы войны с нашими русскими друзьями и союзниками, я пришел к выводу о том, что больше всего они восхищаются силой и меньше всего уважают слабость, - говорил Черчилль. - Мир не может стать по-настоящему безопасным без построения новой, единой Европы, ни одна из наций которой не должна чувствовать себя напрочь отвергнутой из европейской семьи народов'.

Так как же Европа должна реагировать на возрождающуюся сегодня мощь России? Как и советовал Черчилль, Запад должен всегда оставаться открытым для российского народа. Для начала страны Западной Европы должны создать для гостей из России облегченный визовый режим и поощрять желание российской молодежи учиться за границей. Страны Европейского Союза должны всячески способствовать развитию взаимовыгодных деловых, финансовых и культурных связей. Однако в то же время Европа должна сохранять единство, не допуская запугивания и не позволяя Кремлю сталкивать одну страну с другой. Если Москва начнет рассматривать страны ЕС в качестве своего политического инструмента, они должны будут ограничить свою зависимость от поставляемых Москвой энергоносителей. Они должны осуждать нарушения прав человека - как в Чечне, так и за ее пределами, и постоянно подчеркивать, что они несовместимы со стандартами международных организаций, в которых состоит Россия. Что касается Британии, то она должна твердой рукой покарать того, кто ответственен за смерть Александра Литвиненко - куда бы ни вывело расследование.

Возвращения к 'холодной войне' еще нет. Однако не исключено, что нас ждет все более 'горячий мир'.

Автор статьи - главный редактор европейской версии FT

____________________________________________________________

'Холодная война' - в буквальном смысле ("The New York Times", США)

Психологические основы новой 'холодной войны' ("Johnson's Russia List", США)