"Это не насильственная смерть, поэтому нет оснований для спекуляций".
Из выступления президента Владимира Путина в пятницу, через день после смерти от радиационного отравления в лондонской больнице бывшего агента КГБ и политического беженца Александра Литвиненко.
"Я повторяю, что она не имела влияния на политическую жизнь. Ее убийство наносит гораздо больше вреда, чем ее публикации".
Из выступления Путина 10 октября, через три дня после убийства в Москве журналистки-диссидента Анны Политковской.
Именно так бывший подполковник КГБ, а ныне кремлевский босс старается принизить значение двух произошедших одна за другой насильственных смертей своих критиков. Его защитная реакция говорит о многом. Несет он за это личную ответственность или нет, но Путин должен понять, что такие политические убийства стали определяющей чертой его эпохи.
Путинская Россия сегодня, как и в прошлом, является загадкой, покрытой мраком интриг. Это жестокая, криминализованная страна, которой руководят призрачные фигуры. В условиях отсутствия конкретных доказательств виновности в совершении этих заметных убийств мы может только строить догадки и предположения. Вопрос о том, кто это сделал, в российских умах становится вопросом "кто кого" - или кому выгодно уничтожение Политковской и Литвиненко. Теорий на сей счет масса.
Анна Политковская писала смелые статьи о забытой чеченской войне и имела храбрость открыто разоблачать разрушение свобод в России. Она казалась недосягаемой, но лишь до тех пор, пока убийца не настиг ее в собственном подъезде.
Александр Литвиненко был менее известен, однако то, как он умер, будут помнить очень долго. Экс-полковник КГБ умер мучительной смертью прямо перед камерами, при этом он якобы написал предсмертное обвинение в адрес президента Путина. В соответствии с последней теорией, его отравили радиоактивной гранулой полония-210, который имеется только в специальных ядерных лабораториях. Уничтожить его было непросто.
Поэтому единственным честным ответом на вопрос о том, кто это сделал, будет: "А кто знает?" Поскольку в России не было раскрыто ни одного выдающегося политического убийства, ответ мы вряд ли когда-нибудь получим. С большой долей уверенности пальцами сегодня показывают на Путина, на его друзей в ставшем еще более мощным КГБ (сегодня он действует под другим названием - ФСБ), на его внутренних врагов, на деятелей из чеченского подполья, а также на миллиардера-изгнанника и врага Путина Березовского, живущего ныне в Лондоне. Но с такой же уверенностью все они могут отвергнуть эти обвинения.
Нить, которая связывает воедино убийства Политковской и Литвиненко, это не столько оппозиция данных людей режиму Путина, сколько их интерес к тому, как этот режим пришел к власти, и к войне 1999 года против Чечни. В сентябре того года, когда Путин был малоизвестным политиком, которого Борис Ельцин пробовал себе на замену, в России произошла серия взрывов жилых домов, в результате которых погибли 300 человек. Вскоре в совершении терактов обвинили чеченцев, что стало поводом для нового вторжения в отколовшуюся кавказскую провинцию. Популярность Путина резко пошла вверх, и на следующий год бывший оперативник из КГБ вошел в Кремль.
Одним из главных архитекторов передачи власти был Березовский, близкий помощник Ельцина и олигарх. К ноябрю 2000 года, когда его человек был уже у власти, Березовского изгнали из России. Вскоре он начал предоставлять убежище другим русским, попавшим в сети нового режима, в том числе, Литвиненко, который опубликовал книгу "Взрывая Россию" ("ФСБ взрывает Россию" - прим. перев.). В ней автор обвинял организацию-преемницу КГБ в организации этих взрывов с целью обеспечения прихода к власти Путина. Для расследования обвинений был создан специальный комитет в Госдуме. Но он так ничего и не добился, главным образом, потому что два его члена - депутаты Сергей Юшенков и Юрий Щекочихин погибли при загадочных обстоятельствах.
Получив власть способом, легитимность которого вызывает сомнения, Путин быстро принял целый ряд мер по демонтажу свободных средств массовой информации, оппозиционных партий, системы сдержек и противовесов и прочих демократических защитных элементов. В таких условиях не удивительно, что политическая борьба ведется другими, зачастую кровавыми, методами. Прошло шесть лет, и Россия приближается к новой смене власти в Кремле в 2008 году, когда президентский срок Путина подойдет к концу. Борьба за власть неизбежна, и данные убийства могут иметь, а могут и не иметь ко всему этому отношение.
Вторя большинству государственных средств массовой информации, газета "Известия" сделала предположение о том, что больше всех от этого убийства "должен был выиграть" Березовский, который таким шагом наносил мощный удар по своему кремлевскому мстителю и создавал условия, препятствующие его экстрадиции из Лондона в Россию. Точно так же существует и другая возможность, связанная с убийством Литвиненко. Заключается она в том, что преемница КГБ хотела наказать предателя, как это было в прежние времена, и дать понять, что никто в Лондоне, включая Березовского, не является для нее недосягаемым. Возможно, что какая-то фракция отщепенцев в спецслужбах имела свои скрытые мотивы. Опять напрашивается фраза - кто знает?
Мы знаем следующее. Благодаря высоким ценам на нефть путинская Россия тщательно культивировала свой новый образ - уверенной в себе, развивающейся и стабильной державы, члена "Большой восьмерки", а в ближайшем будущем - и ВТО. Убийство при помощи плутония, вызывающая сомнения передача власти, неподвластный никому КГБ и открытая рана Чечни ставят все это под вопрос. В то же время, данные убийства демонстрируют, что Москва ненадежный для Запада партнер в вопросах энергетической безопасности, Ирана, Северной Кореи и в целом ряде других проблем. По крайней мере, это в отношении путинской России совершенно ясно, хотя не ясно многое другое.