Несмотря на отсутствие доказательств о том, кто отравил бывшего шпиона Александра Литвиненко, скончавшегося на прошлой неделе в лондонском госпитале, не вызывает удивления тот факт, что подозрение немедленно пало на российское государство и его президента Владимира Путина. Литвиненко был перебежчиком, имевшим много врагов в России, как в официальных кругах, так и в неофициальных. А репутация Путина в вопросах справедливости и прав человека заранее подготовила многих людей к тому, чтобы поверить в самое худшее.
То, что Кремль быстро занял оборонительную позицию, не очень ему помогло. Представители правительства заявили, что любое предположение о причастности Кремля является "полной нелепицей", и что советские и российские разведывательные службы никого не убивали с 1959 года. Давайте поговорим о чистой нелепице.
Было бы гораздо лучше, если бы люди Путина сказали нечто вроде: "Давайте, мы поможем вам выяснить, кто совершил это злостное преступление!" То же самое Путин мог сказать, когда была убита журналистка Анна Политковская, или когда убивали всех прочих реформаторов.
Такие слова могли и не привести к окончанию насилия. Борьба за богатство и власть в России вышла из-под контроля. Совершенно определенно, что в смерти Литвиненко был заинтересован целый ряд его врагов. Он был перебежчиком, заявившим, что получил приказ уничтожить находящегося в изгнании олигарха Бориса Березовского. Он написал книгу, в которой утверждал, что его коллеги, агенты российских спецслужб, организовали серию смертельных взрывов, обвинив в этом чеченских террористов. Говорят, что в момент отравления Литвиненко занимался расследованием смерти Политковской.
Однако настоящая проблема заключается в том, что Путин, сам бывший агент КГБ, никак не продемонстрировал своей тревоги в связи с политическими убийствами. Он также мало что делает для предотвращения подобных убийств. Похоже, что больше всего президент озабочен тем, чтобы отвести от себя обвинения.
____________________________________________________________
Как Запад поддерживает надежду ("The New York Sun", США)
Так заканчивают свои дни враги Путина ("La Repubblica", Италия)