Создатель российской империи царь Петр I приказывал своим дворянам сражаться друг с другом снежками. Это должно было снимать напряжение при дворе. Теперь чиновники президента Путина проводят предвыборные поединки столь же настоящие, как и та война снежками. Вот Кремль создал новую партию. 'Справедливая Россия' воюет не только с коммунистами, но и с 'Единой Россией', которую тоже поддерживает президент. 'Братоубийственная' битва между кремлевскими политиками все больше напоминает войну кланов, а не снежные поединки дворян Петра I.
Кукловод президента
'Это Владислав Сурков, у меня есть к вам предложение, о котором стоит поговорить', - такие телефонные сообщения получили некоторое время назад звезды российского рока и хип-хопа Земфира, Сергей Шнуров из группы 'Ленинград' и музыканты группы Би-2. Сурков пытался их убедить, чтобы они поддержали молодежную организацию 'Наши'. Кремль опасался, что в России разразится революция, такая же, как в Грузии и на Украине. И тогда созвали 'Наших', которые могли бы стать вооруженным отрядом контрреволюции. И хотя музыканты не приняли участия в создании организации, 'Наши' стали частью политической сцены в противостоянии с противниками власти. Это их активистов можно считать главными подозреваемыми в деле избиения польских дипломатов.
Этот пример показывает, как глубоко вмешивается Кремль в политическую жизнь страны. Сурков, который официально является всего лишь заместителем руководителя президентской канцелярией, имеет огромную власть. Этот наполовину русский, наполовину чеченец, по образованию кукловод, автор первой в России книги о PR, выстраивает по стойке смирно всех российских партийных лидеров. Валерий Федоров, директор Всероссийского центра общественных исследований, заявил 'Wprost', что у Суркова 'на консультациях' бывают даже лидеры настоящей оппозиции: руководители компартии или либеральной партии 'Яблоко'. Нет сомнений, что он должен был принять участие в создании 'Справедливой России' - партии-призрака, созданной из объединения трех диванных группировок. Ее председателем стал Сергей Миронов, спикер Совета Федерации. Это хороший знакомый Владимира Путина еще по Петербургу.
'Справедливая Россия' изначально создавалась как левая партия. Целью ее создания было вытеснение с политической сцены коммунистов. И все же определение 'партия' здесь не вполне уместно. Кремлевские чиновники называют создаваемые ими чудища 'проектами'. Проекты бывают либеральными, левыми или националистическими, могут быть проправительственными и 'оппозиционными'. Объединяет их одно - лояльность по отношению к Кремлю. Идеальным проектом была созданная в начале 90-х Либерально-Демократическая партия России Владимира Жириновского. Формально оппозиционная, критикующая правительство, она никогда не отваживалась на критику президента.
Такой же должна была стать и 'Справедливая Россия'. Президент Путин давно уже говорил, что России нужна левая партия европейского типа, а коммунисты должны оказаться на свалке истории. 'Левой ногой' путинской системы собственно и является 'Справедливая Россия'. Однако ее успех перерос ожидания создателей. В Самаре на юге России выборы мэра города выиграл кандидат от 'Справедливой России'. А ее противником был представитель пропрезидентской 'Единой России'. Тем самым обе партии вместо взаимной поддержки на региональном уровне, стали бороться друг с другом.
Синдром Голема
"Зритель российской политической сцены может себя почувствовать больным шизофренией", - признался 'Wprost' политолог и бывший советник президента Ельцина Георгий Сатаров. По его мнению, в России существовала одна большая партия власти, несколько аутентичных оппозиционных партий, и пара псевдооппозиционных проектов, придуманных людьми Кремля. При Ельцине партией власти был 'Наш дом - Россия'. Путин пришел к власти при поддержке 'Единой России'. "Вообразите теперь панику в среде губернаторов и чиновников. До сих пор они знали, кого надо поддерживать, куда записываться, кому добавить голосов на выборах, а у кого отобрать", - говорит Сатаров.
Похоже, что в России возникло две равноправные партии власти. Популярность 'Справедливой России' очень велика. Обе группировки соревнуются в том, кто из них лучше понимает и реализует в жизни слова президента. Сергей Миронов самым большим успехом своей компании считает вступление в его партию Игоря Путина, двоюродного брата президента. Намек был ясен: если бы президент не хотел, то он 'не послал бы в наши ряды своего родственника'.
"И это сигнал для региональных элит. Если с нами брат Путина, то мы главнее, на нас надо ставить", - считает Станислав Радкевич, руководитель департамента аналитики ЦПК 'Николло М'. По очереди в контролируемых 'Единой Россией' изданиях появились статьи, которые убеждают, что все это неправда, что президент уже давно не поддерживает с братом никаких отношений. Сам Владимир Путин по этому поводу ничего не говорит.
"Временами виртуальный замысел становится реальным", - утверждает Радкевич. Его московское агентство 'Николло М' занимается политическим пиаром. Радкевич охотно рассказывает легенду о Големе: чудовище, изначально зависимое от своих творцов, потом выходит из-под контроля и даже восстает против них. Так, по мнению Радкевича, может получиться и со 'Справедливой Россией' (кремлевским проектом, который теперь уничтожает кремлевских чиновников), тем более что подобные ситуации на российской политической сцене уже случались.
Созданная Кремлем партия 'Родина' должна была стать альтернативой для националистического электората. Ее создавали сталинские коммунисты, такие как Виктор Алкснис, и люди, ассоциируемые с русским национализмом, как Дмитрий Рогозин. Но очень скоро оказалось, что партия пользуется огромной популярностью, а Рогозин, ставший ее руководителем, оказался излишне амбициозным. Он самовольно выставлял кандидатов на местных выборах, поддерживал ксенофобные настроения. Когда Кремлю это перестало нравиться, партия развалилась. Списки 'Родины' не были допущены к региональным выборам. И Рогозин после почти годовой битвы ушел на политическую пенсию.
Война кланов
Никто из собеседников 'Wprost' не высказывает сомнений в том, что Сергей Миронов также имеет огромные политические амбиции, однако его отправить 'на пенсию' будет гораздо сложнее. Тем более, что это искусственное новообразование, каким была и есть 'Справедливая Россия', уже нашло себе реальную сферу деятельности. Это вовсе не конкуренция с коммунистами, которые и без того мертвы. Сатаров предвидит войну кремлевских кланов:
"У новой партии власти совсем другие покровители, нежели у Суркова. Вдруг газеты начинают публиковать критические статьи о российской армии, которые бьют по министру обороны Сергею Иванову. Телевидение вспомнило о чеченском происхождении Суркова, что не прибавило ему популярности. Причина проста - последний срок Путина заканчивается в 2008 году. Неясно, кто станет его преемником, кто удержится в своих креслах, а кому придется уйти. Атмосфера в Кремле становится нервной". Тем более, как утверждает Валерий Федоров: "В Кремле действует как минимум несколько бешено враждующих между собой групп, которые создали люди из силовых структур". По его мнению, традиционное разделение на 'чекистов' и 'питерских либералов' уже устарело. Одна из этих групп взяла под свою опеку 'Справедливую Россию'.
Возможно, это группа, во главе которой стоят Игорь Сечин и Виктор Иванов. Связанные с ними фирмы получили в наследство имущество 'ЮКОСа', после того как его прежний владелец оказался в заключении. Если это - правда, то Россию ожидает война кланов. Средства массовой информации переполнены компрометирующими материалами о соперниках. Дело может даже дойти до инспирированных террористических актов. Кремлевские политики не будут жалеть никого и ничего, потому что ставкой будет их политическая судьба и власть.
перевод Владимира Глинского, специально для БЛОТТЕР.РУ