Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Гражданин Великобритании

Путин должен делом доказать, что он непричастен к убийству Литвиненко

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последние слова Александра Литвиненко, ставшие достоянием общественности в четверг, после его смерти, не могут не тронуть душу. Однако, кроме этого, его слова - это политический динамит. Он поблагодарил персонал больницы, до последнего боровшийся за его жизнь. Он сказал 'спасибо' своим друзьям и властям Великобритании; он отдал должное стране, за месяц до его смерти предоставившей ему свое гражданство

Последние слова Александра Литвиненко, ставшие достоянием общественности в четверг, после его смерти, не могут не тронуть душу. Однако, кроме этого, его слова - это политический динамит. Он поблагодарил персонал больницы, до последнего боровшийся за его жизнь. Он сказал 'спасибо' своим друзьям и властям Великобритании; он отдал должное стране, за месяц до его смерти предоставившей ему свое гражданство. Вслед за этим, обвинив президента Путина в том, что тот не уважает ни жизнь, ни свободу, ни любые ценности цивилизованного общества, он заявил, что российскому лидеру, может быть, и удалось заставить молчать одного человека, но 'гул протеста со всего мира будет всю жизнь звучать' в его ушах.

Он умер в самый неудобный для Путина момент: тот как раз собирался на ежегодный саммит в Финляндии, где должен был встретиться с лидерами Европейского Союза. Во время пресс-конференции Путин всячески старался принизить значение этого события: выразил свои соболезнования семье покойного, но его друзей обвинил в том, что они использовали смерть Литвиненко в политических целях. Однако, хотя хозяева саммита не поставили вопрос на повестку дня переговоров по долгосрочным отношениям России и ЕС, смерть Литвиненко усилила недоверие к авторитарному правительству Путина и добавила еще один пункт к страшному списку политических убийств и случаев преследования противников, подливающих масла в огонь подозрительности европейцев.

Если и есть кто-то, кто должен активнее всех давить на Москву и требовать разъяснений по поводу ее участия в этой мерзкой акции, то это полиция Великобритании. Расследование должно вестись именно по факту убийства, так как установленная персоналом больницы вероятность того, что Литвиненко был смертельно отравлен радиоактивным изотопом полоний-210, указывает на разветвленный заговор. Литвиненко убил некто, кто был способен получить вещество, доступ к которому могут получить только очень влиятельные люди. Подозрение по праву падает на ФСБ, секретную службу, созданную взамен КГБ, поскольку у нее есть и мотивы, и средства, и возможности. Сам бывший сотрудник этой же службы, Литвиненко, живя в Лондоне, издевался и насмехался не только над Путиным, но и над нынешним главой российской шпионской службы. Они оба, ослепленные ненавистью к предателю, вполне могли среагировать на Литвиненко так же, как рыцари Генриха II, когда, вообразив, что такова воля их короля, они решили 'убрать' Томаса Беккета (Thomas à Becket (1119-1170), архиепископ Кентерберийский. Убит четырьмя рыцарями Генриха II, первоначально требовавшими от Т. Беккета отозвать свою подпись под папским рескриптом об отлучении от церкви иерархов, короновавших Генриха II на английский престол - прим. перев.).

Подозрения в отношении России усиливаются благодаря еще двум факторам. Во-первых, российский парламент недавно провел специальное голосование, разрешив ФСБ выполнять задачи по уничтожению противника за границей в рамках борьбы с терроризмом, причем определение террориста было расширено и теперь включает лиц, морально поддерживавших чеченских экстремистов, а также всех, кто стремится к подрыву устоев государства. Так что агенты ФСБ, которых с этого момента уже ничто не сдерживало, вполне могли подумать, что Литвиненко как раз к этой категории и принадлежит.

Во-вторых, хотя ФСБ и несет политическую ответственность, президент страны, выросший в этой же культуре, фактически полностью развязал ей руки. Поэтому на подобные действия совершенно необязательно получение директивы с самого верха. ФСБ знала, что Путину необходимо отрицать свою причастность к ее действиям, и знала, что для этого у него должны быть основания. Также у нее была - и она действительно есть - возможность легко указать на темный мир, в котором вращаются бежавшие из России, среди которых встречаются совершенно ненадежные личности, а некоторые из них, обогатившиеся в России, считаются тесно связанными с организованной преступностью.

Но - в сторону все разговоры о темных силах. Для Путина это убийство - огромный конфуз. Он открыто говорит о том, что стремится снова сделать Россию уважаемым государством, и обвинения в том, что на самом деле Россия - государство бандитское, явно этому не способствуют. Поэтому он должен обеспечить британским следователям полное содействие и полный доступ ко всем лицам, которых они считают нужным допросить. Отказ в этом или даже попытка уклониться от сотрудничества должны считаться свидетельством вины. Нельзя создавать у России впечатления, что это всего лишь небольшой эпизод, который все равно будет забыт через несколько недель. Любая политика, направленная на его выдавливание из общественного контекста, должна встречать более и более жесткий отпор Великобритании. Александр Литвиненко был гражданином нашей страны, и его убийство - это оскорбление наших законов, нашей демократии и нашего образа жизни.

____________________________________________________________

Не спешите с выводами ("The Guardian", Великобритания)

Что это - начало новой 'холодной войны'? ("The Financial Times", Великобритания)