Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Единственный способ борьбы с путинской угрозой

Сила России построена на песке

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как был убит Александр Литвиненко? Пока мы этого не знаем, возможно, не узнаем никогда, но очевидно, что его смерть знаменует собой начало новой 'холодной войны'. Вопрос в том, как в ней победить.

Как был убит Александр Литвиненко? Пока мы этого не знаем, возможно, не узнаем никогда, но очевидно, что его смерть знаменует собой начало новой 'холодной войны'. Вопрос в том, как в ней победить.

Бандитская и высокомерная риторика Владимира Путина, превращение убийства в стандартное средство политики и бизнеса, угрозы в адрес таких соседей, как Грузия, энергетический шантаж, авторитарное поведение Кремля - все это высветило растущее недовольство принятием желаемого за действительное, которое характеризовало отношение иностранцев к России в последние 15 лет.

Все еще возможно утверждать, что мы имеем дело с беспокойным, но необходимым переходным периодом, и что стабильность приведет к созданию в России среднего класса, который будет выступать за либеральную политику и дружественные отношения с Европой и США. Эти надежды держатся на волоске - вере в то, что президентские выборы 2008 г. в России станут настоящим состязанием, а не коронацией назначенного преемника.

Но все говорит о том, что дела в России станут хуже, а не лучше. Недавно журнал Economist предупреждал о том, что Россия катится к фашизму: самоуверенному, агрессивному и жестокому. У него будут и все типично российские черты: главным образом, исключительно высокий уровень коррупции, ненужных трат и некомпетентности.

Так что же нам делать? По сравнению с нынешней ситуацией, воевать в последней 'холодной войне' было легче, особенно, ближе к ее концу, когда стало ясно, что коммунизм - это не только диктатура, но и бедность, несправедливость и отсталость. Сегодня Россия богата и сильна, в то время, как Запад, и, в особенности, альянс между Европой и Америкой, деморализован и дискредитирован.

России больше не нужны наши деньги. Ей нет особого дела до нашего одобрения. Последние годы научили Путина тому, что, если ему что-то нужно от Запада, то он это получает. Президент Франции Жак Ширак пляшет под российскую дудку, как делали до него Сильвио Берлускони и Герхард Шредер.

Прежде всего, не нужно паниковать. Сила России, несмотря на всю ее напыщенность, построена на песке. Демографические показатели катастрофичны: за минуту, которая потребовалась вам для того, чтобы дочитать до этих строк умерло пятеро россиян, а родилось лишь трое. Состояние ее автомобильных и железных дорог все еще оставляет желать лучшего, трубопроводы и электростанции изношены. Может так случиться, что разрекламированное газовое оружие даже не зарядится: не исключено, что после десятилетий небрежного отношения и недофинансирования Россия - это не энергетический громила, а энергетический нищий.

Затем Запад должен сплотить ряды. Россия умело сеет раздоры. Британские евроскептики должны отбросить свое пораженческое презрение к идее единой европейской внешней политики, особенно, в области энергетической безопасности. Иначе мы рискуем уступить полконтинента новой империи Кремля, построенной на этот раз не на танках, а на трубах. Европа должна отказаться от своего антиамериканизма, служащего удовлетворению ее прихотей, и восстановить альянс с новой администрацией - очищенной и ищущей друзей.

Главной задачей этого альянса будет не оборона, а диверсификация поставок энергоносителей. Нам нужны новые трубопроводы на Балканах и Кавказе, по которым нефтяные богатства каспийского бассейна и Центральной Азии пойдут на европейские рынки в обход капризных и жадных российских монополистов нефтегазовой области. Также мы должны построить новые терминалы для сжиженного природного газа и трубопроводы-перемычки, которые соединят национальные газовые сети. Звучит это так же скучно, как лозунги последней 'холодной войны', но является не менее важным.

Помимо этого, мы должны оказать решительную поддержку странам, оказавшимся на прицеле у России: таким, как Польша, Грузия и страны Балтии. Российские СМИ разжигают ненависть по отношению к ним, а государство произвольно регулирует поставки энергоносителей и налагает санкции на экспорт. Слишком часто ЕС заявляет, что проблемы его новых членов с Россией являются 'чисто двусторонними'. В будущем его политика должна сводиться к утверждению 'Связываясь с Эстонией, вы связываетесь со всей Европой'. Это братья по оружию, они знают о России гораздо больше, чем мы, а мы медлим с признанием этого.

Мы должны продолжить расширение НАТО и ЕС. Расширение обеих организаций стало невоспетым триумфом и способствовало распространению мира и безопасности. Следующая фаза будет сложнее, поскольку нынешние кандидаты слабее и беднее. Но тем более необходимым становится этот процесс. Если наши двери не будут открыты, то единственным вариантом для них будет Россия. То, что участники саммита НАТО, прошедшего на этой неделе в Риге, не смогли прийти к общему мнению по вопросу расширения из-за своих противоречий и страхов - это трагедия.

В-третьих, Запад должен восстановить свое чувство нравственного превосходства, которое в конечном итоге оказалось важнее, чем наши пушки и ракеты. Мы верили в нашу систему: она была не просто богаче и свободнее, но и добрее, справедливее, здоровее, инновационнее, толерантнее и правдивее, чем их система. Разумеется, у нее были свои недостатки. Но у нее была и органически присущая способность к их исправлению. При рыночной экономике нечестный и жестокий имеет больше шансов потерять работу или отправиться в тюрьму, чем при авторитарной, управляемой государством экономике.

Поэтому самое мощное оружие мы получим, сделав нашу систему действительно достойной восхищения. Честность в общественной жизни должна не только контрастировать с соблазнами Кремля, но и сделать нас невосприимчивыми к его взяткам. Правосудие, осуществляемое без проволочек, эффективное государственное управление и стремление к общему благу - этого нет в России, и именно это нужно нам для того, чтобы нашей системе завидовали дома и за рубежом. Это будет долгий путь - но так же было и в прошлый раз.

Эдвард Лукас - корреспондент журнала Economist в Центральной и Восточной Европе.

____________________________________________________________

Отравленный шпион ("The New York Times", США)

Назад в будущее. . . ("The Independent", Великобритания)