"Газпром-Сити", будущий комплекс стильных современных зданий, проекты которого включают башни в виде языка газового пламени, части ДНК и женской туфельки на высоком каблуке, разместится на историческом месте около реки Невы, напротив построенного в стиле барокко бело-голубого Смольного собора.
По любому из шести рассматриваемых проектов главная башня будет в три-четыре раза выше, чем эта одна из самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга, что настолько изменит ландшафт города, что уже вызвало активные протесты директора музея Эрмитаж и главы местного союза архитекторов.
Однако "Газпром", контролируемая государством энергетическая компания, настроен продвигать проект и вскоре собирается объявить победителя международного конкурса на лучший архитектурный проект. Будучи инструментом Кремля, Газпром, как говорят оппоненты проекта, обычно добивается желаемого.
Летом компания пригласила известных иностранных архитекторов и предложила им разработать план бизнес-центра для своей недавно приобретенной дочерней нефтяной компании. Проявив непривычную открытость, компания выставила предложения на демонстрацию в Академии Искусств - а также в интернете на сайте www.gazprom-city.info - и предложила общественности голосовать.
На 27 ноября спираль, проект которой был предложен лондонским коллективом RMJM, имела незначительное преимущество над предложениями Даниэля Либескинда (Daniel Libeskind) из Нью-Йорка и Жана Нувеля (Jean Nouvel) из Парижа.
Хотя сторонники проекта говорят, что он станет необходимым экономическим вливанием для города, который всегда находился в тени Москвы, критики заявляют, что необходимо найти другой путь. "Даже если он будет построен из чистого золота, - говорит Владимир Попов, президент Союза архитекторов Санкт-Петербурга, - он все равно погубит город".
Союз архитекторов отказался участвовать в жюри, выбранном "Газпромом" для оценки проектов и пригрозил подать иск в суд для недопущения строительства победившего проекта. В дополнение к нападкам на проект директор Эрмитажа Михаил Пиотровский организовывает митинги сторонников защиты памятников старины и архитекторов, на которых предлагается выбрать для строительства проекта другое место.
"Городу нужно развитие, - рассказал г-н Пиотровский в интервью, данном в его кабинете в Зимнем дворце, который сам долгое время служил мерилом приемлемой для большинства зданий высоты, - однако давайте не будем уничтожать старый город".
У "Газпрома", однако, есть определенные преимущества, благодаря которым появление небоскреба кажется неизбежным, несмотря на возражения общественности. Не в последнюю очередь это его связи с Кремлем и тот факт, что он является четвертой по величине компанией в мире, капитализация которой составляет 250 миллиардов долларов.
Проект также пользуется поддержкой руководителей Санкт-Петербурга, в том числе губернатора города Валентины Матвиенко, одобряющей строительство нового бизнес-центра, который оценивается более чем в 2 миллиарда долларов. Президент Владимир Путин, уроженец этого города, давно поддерживает усилия по переводу компаний и правительственных учреждений в Петербург.
То, что городское законодательство запрещает строить в данном районе сооружения выше 48 метров, не является, судя по всему, препятствием, что напоминает об одном русском афоризме. В нем говорится, что "если нельзя, но очень хочется, то можно". Чиновники из "Газпрома" говорят, что они изменят закон.
"Газпром" выбрал для себя наследие Петра Первого, который построил город в начале 18-го века для того, чтобы он стал новой столицей России и "окном в Европу".
И, как Петр Первый, компания обратилась к иностранным, не российским, архитекторам, предложив семи из них представить свои проекты. Шестеро согласились: Жан Нувель (Jean Nouvel) из Парижа, Массимилиано Фуксас (Massimiliano Fuksas) из Рима, Жак Херцог (Jacques Herzog) и Пьер де Мерон (Pierre de Meuron) из Швейцарии, Рэм Кулхаас (Rem Koolhaas) из Роттердама, RMJM London и Даниэль Либескинд (Daniel Libeskind), являющийся автором проекта застройки места, на котором располагался Всемирный торговый центр.
Николай Танаев, генеральный директор компании "Газпром Нефть Инвест" - дочерней компании "Газпрома", ответственной за проект - сказал, что он намерен восстановить статус города как моста к европейской культуре и инвестициям.
"Мы живем в 21-м веке, а не в 18-м, - казал он. - Взгляды отличаются. Если бы вы в 18-м веке говорили о запуске спутника, вас обвинили бы в поклонении дьяволу". Он сравнил нынешнюю критику с той критикой, которая раздавалась в отношении строительства Эйфелевой башни в Париже в конце 19-го века.
Выставка в Академии Искусств, расположенной на Неве, привлекла любопытных, желающих посмотреть на модели, представленные в шести предложениях. Посетителей просят проголосовать за понравившийся им проект на бюллетене с надписью "Город выбирает будущее". Также народ может проголосовать и в интернете.
По иронии судьбы, не оставшейся незамеченной, городские избиратели больше не имеют права выбирать губернатора, так как г-н Путин отменил выборы региональных лидеров в 2004 году. Не могут они голосовать и "против всех", так как данная графа удалена из избирательных бюллетеней в этом году.
Студент архитектурного факультета Илья Татаринов высказал сомнение в том, что выбор народа окажет влияние на "Газпром", и компания уже подтвердила, что результаты голосования будут лишь одним из факторов, определяющих окончательное решение. По словам г-на Татаринова, он практически не сомневается, что проект будет осуществлен. "Он совершенно не подходит городу, - сказал студент. - Однако несмотря на это они его, скорее всего, построят".
На месте предполагаемого строительства сейчас стоит старый завод, скрытый огромный щитом, на котором говорится о проекте "Газпрома". И хотя в этом заброшенном месте мало что оживляет пейзаж, противники проекта говорят, что в 17 веке тут находился шведский форт, и поэтому это место имеет археологическое значение.
И хотя это место находится в семи милях от непосредственного центра города, они утверждают, что главная башня "Газпром-Сити" будет видна практически с любого места, разрушив, как выразился руководитель Международного благотворительного фонда спасения Санкт-Петербурга и Ленинграда Александр Марголис, архитектурную гармонию, которая не изменялась практически три столетия.
Сторонники проекта возражают, что город Пушкина, Гоголя и Достоевского, Чайковского, Дягилева и Шостаковича, не говоря уже о Ленине и большевиках, не должен позволять своему прошлому стоять на пути своего будущего.
"Существует ошибочное мнение, что центр Санкт-Петербурга остается неизменным с момента основания города, - заявил в письменном ответе на вопросы вице-губернатор Александр Вахмистров. - Однако за прошедшие триста лет город изменился. На месте старых домов строились новые. Санкт-Петербург должен сохранять свои архитектурные традиции, однако не должен при этом отказываться от улучшений".
___________________________________________________________
Новый взлет Санкт-Петербурга ("The Wall Street Journal", США)