Легкий доступ к веществу, убившему бывшего российского разведчика Александра Литвиненко, был обеспечен лишь узкому кругу потенциальных подозреваемых. Посмотрим, куда может вести след смертельного изотопа.
В субботу мне захотелось выкушать тарелочку мисо. Подумав, что смелостью меня бог не обидел - я, по крайней мере, не трусливее обычного труженика офиса и вообще всех тех, кто обедает в городе, - я отправился в Itsu. Однако дверь была заперта, а на том месте, где обычно висит меню, было нацарапано 'Мы временно закрылись, пока Скотланд-Ярд расследует всю эту историю с Россией и КГБ, так что извините!'
Литвиненко умер. Яд, которым его отравили, наконец известен - это радиоактивный изотоп полоний-210, следы которого отмечены практически везде, где в день начала своей болезни - 1 ноября - появлялся Литвиненко. С тех пор в британской прессе развернулась - и не просто развернулась, а заслонила собой все остальное - кампания, или, точнее, спекуляция вокруг его отравления. Поскольку неопровержимых фактов ни у кого нет, а материал выдавать надо весьма и весьма быстро, большинство написанных на эту тему статей задавались самыми старыми вопросами: 'кому выгодно? кому нужно было это преступление?'. Но даже тут тайна становится все непрогляднее.
Президент России Владимир Путин явно не любит соперников, перебежчиков, диссидентов и тех, кого считает предателями. Список нелюбимых им людей довольно длинен, причем те, за счет кого он в последнее сокращается, умирают довольно неприятной смертью. Так что его выгода может заключаться в том, чтобы посеять среди них ужас. Есть и другая версия, согласно которой 'своего человека' отравил поддерживавший Литвиненко беглый российский олигарх Борис Березовский, чтобы дискредитировать Путина. Возможно также, что наказать бывшего товарища решили люди из ФСБ (бывшего КГБ) - либо работающие сейчас, либо работавшие в прошлом, либо вообще действовавшие без санкции руководства. Не исключено также, что зуб на Литвиненко был у российской mob. . . А может быть, он вообще отравился сам и занялся самоистязанием только для того, чтобы иметь повод публично обвинить в этом Путина?
Если вы уже приняли для себя решение, вы при любом раскладе наверняка найдете достаточно аргументов, доказывающих, что тот, кого вы хотите обвинить, действительно получил выгоду от этого преступления - даже если это жертва. При подобной аргументации практически любое убийство, чреватое политическими последствиями, в момент превращается в дешевый детектив, где тайна вряд ли будет разгадана - от политических убийств в Ливане до геноцида 1994 года в Руанде. (В последнем случае произошло вот что. Французский суд выдал ордера на арест нескольких высших чиновников нынешнего руандийского правительства - тутси по национальности - по обвинению в том, что 12 лет назад они сбили самолет, в котором летел тогдашний президент Руанды - по национальности хуту. После того случая в стране началась резня, в результате которой погибло 800 тысяч человек. В основном пострадали тутси, и международное сообщество, соответственно, поддержало новый режим. Разгневанное правительство в Кигали, во-первых, отвергло все обвинения Франции, а, во-вторых, разорвало дипломатические отношения с Парижем.)
Но если мы действительно хотим, чтобы подобные дела раскрывались, это значит, что в мире должен быть Международный уголовный суд, который работал бы гораздо более эффективно, чем сегодня. Тут, в частности, было бы хорошо, если бы работу суда поддержали Соединенные Штаты, которые пока что лишь препятствуют ей. Кроме того, нам самим придется при анализе мотивации убийц полагаться на нечто большее, чем просто предположения - то есть на имеющиеся улики. В Ливане, например, их достаточно. Кое-какие улики есть и в деле Литвиненко.
Собственно, сама природа использованного яда существенно сужает круг возможных подозреваемых. Вчера вечером я поговорил о полонии-210 с одним экспертом-ядерщиком
Полоний-210 - 'очень злая штука', сказал он. Конечно, его можно найти не только в атомных лабораториях - например, он содержится в табачном дыму, - но изготовить или собрать достаточное количество яда в такой форме, в какой его можно было бы использовать для убийства, очень трудно.
- Его настолько трудно изготовить, что для этого нужны мощности, имеющиеся только у государств, обладающих ядерным оружием, - сказал мой друг-атомщик.
Как и все специалисты, с которыми мне удалось побеседовать, он попросил не называть ни своего имени, ни названия организации, на которую работает, из-за очень тонкой политической подоплеки дела. Итак, прежде всего давайте подумаем, зачем убийце использовать такое редкое вещество?
- В качестве оружия оно подходит очень хорошо, - заметил мой собеседник. - Вызывает максимум боли, действует довольно быстро, и его относительно легко скрыть и ввести в организм.
Дело в том, что альфа-частицы, которые излучает полоний-210, приводят к смертельному исходу, если вещество проглотить, вдохнуть или ввести в кровь, однако снаружи не могут проникнуть даже сквозь человеческую кожу. То есть полоний можно держать в руке - и не почувствовать при этом никаких негативных эффектов. Его можно носить с собой в конверте - и на него не среагируют ни счетчики Гейгера, ни какие-либо другие следящие устройства. А для достижения цели, в данном случае убийства, достаточно очень малой дозы - булавочного острия. В венском справочнике Международного агентства по атомной энергии указывается, что 'грамм этого вещества в 10 тысяч раз превышает смертельную дозу'. Во всем мире, по имеющимся данным, производится около 100 грамм полония-210. Потенциально этого достаточно, чтобы отравить миллион человек.
Да, штука действительно злая. Однако Мария Кюри выделила радиоактивный элемент полоний (назвав его в честь своей родины Польши) еще в 1898 году. Ядерные реакторы и электростанции сегодня есть в более чем трех десятках стран, а атомные исследования ведет еще больше государств. Так почему же мы говорим только о девяти 'странах, обладающих ядерным оружием?'
Во-первых, потому, что полоний-210 используется в устройстве, обеспечивающем детонацию атомных бомб, поэтому у обладателей ядерного оружия есть и все необходимое для его производства. А если надо, чтобы полоний был под рукой, его надо постоянно производить - ведь период полураспада полония-210 составляет всего 138 дней, после которых он превращается в свинец. В старых моделях атомных бомб полоний приходилось каждые три месяца менять. Так что яд, которым отравили Литвиненко, наверняка был изготовлен совсем недавно.
Во-вторых, встает вопрос чистоты вещества. Обычный способ получения полония-210 - облучение металла висмута нейтронами. Но, как оговаривается мой собеседник-ядерщик, 'висмут должен быть очень, очень чистым, в противном случае полоний будет загрязнен гамма-излучением, которое [если, конечно, у вас хватит безрассудства таскать его с собой в заднем кармане брюк] в буквальном смысле прожжет вам дырку в заднице'.
Итак, вернемся в дешевый детектив. Если яд был произведен в одной из стран, обладающих или предположительно обладающих ядерным оружием, то круг подозреваемых сужается до Соединенных Штатов, России, Великобритании, Франции, Китая, Индии, Пакистана, Северной Кореи и Израиля. Производил полоний-210 и Иран, хотя и в очень маленьких количествах. Если не считать русских, были ли у убийц, работавших на какую-нибудь их этих стран причины отравить Александра Литвиненко?
Расследование продолжается.
___________________________________________________________
Путина хотят подставить? ("Townhall.com", США)
В путинской России празднуют победу коррупция, насилие и порок ("The Guardian", Великобритания)
Литвиненко - не герой-диссидент ("The Guardian", Великобритания)