Какая бы правда ни стояла за ужасным убийством с помощью радиоактивного вещества бывшего полковника российских спецслужб Александра Литвиненко, он своей смертью сумел запятнать имидж своей страны и ее руководителей. Россия теперь выглядит как гангстерское государство, возглавляемое мстительным и безжалостным убийцей.
И все же большинство правительств Запада не обращают на это внимания и продолжают вести дела как обычно. Ранее в этом месяце Соединенные Штаты подписали с Россией протокол, который облегчит ей вступление во Всемирную торговую организацию. В прошлую пятницу президент России Владимир Путин был в Хельсинки для участия в переговорах по заключению нового Договора о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. Если бы не возражения Польши против запрета, наложенного Россией на экспорт польского мяса, то новое соглашение между Россией и ЕС о свободной торговле, скорее всего, было бы заключено.
"Мы смотрим на мировые проблемы, возможно, я не ошибусь, если скажу это, одинаковым взглядом", - высказался Хавьер Солана (Javier Solana), отвечающий в Европейском Союзе за внешнюю политику.
В этом то все и дело. В значительной мере Соединенные Штаты, ЕС и Россия смотрят на мир одинаковым взглядом. Наглядными примерами может послужить то, что все трое понимают, что радикальный ислам представляет собой большую угрозу, что неудача Америки в Ираке сделает радикальный ислам более сильным и более угрожающим, и что, судя по всему, в Афганистане назревает такая же катастрофа.
На прошлой неделе в Москве ряд ведущих российских внешнеполитических аналитиков дали пресс-конференцию, чтобы обсудить возможные последствия запланированного на эту неделю саммита НАТО в столице Латвии Риге, и они сделали три основных вывода. Первый - расширение НАТО прекратилось, и поэтому НАТО более не несет серьезной угрозы интересам России. Второй - по крайней мере в Афганистане НАТО ведет ту войну, которую должна была бы вести Россия. И третье - американцы и европейцы наконец поняли, что им нужна Россия в качестве союзника, как бы неудобно им ни было иметь дело с русским национализмом президента Владимира Путина.
Для многих россиян тот факт, что совещание НАТО проходит в бывшем советском городе, уже сам по себе является унизительным напоминанием об их слабости. И до недавнего времени России грозило еще одно унижение, так как на саммите в Риге должна была быть принята декларация о намерениях, которая гласила бы, что две другие бывшие советские республики, Украина и Грузия, тоже стоят на пути присоединения к НАТО.
Всего три года назад Грузия наслаждалась "революцией роз", которая привела к власти новое демократическое правительство, пообещавшее привести эту небольшую кавказскую республику в НАТО и ЕС. И всего два года назад на Украине прошла "оранжевая революция, которая свергла пророссийский коррумпированный режим, заменив его прозападным правительством Виктора Ющенко. Однако человек, которого он заменил, Виктор Янукович, является сейчас премьер-министром, и Украина, как и Грузия, не будет приглашена в НАТО в обозримом будущем.
Сергей Рогов, директор уважаемого московского Института США и Канады, предположил, что "мир вошел в новую эпоху. Она наступила с колоссальным политическим поражением Соединенных Штатов, связанным, в первую очередь, с войной в Ираке. Сегодня можно сказать, что вопрос о победе США в Ираке не стоит. Вопрос заключается в том, будет ли поражение таким же серьезным, каким было поражение 35 лет назад во Вьетнаме, или еще хуже".
Поражение Америки открыло для России определенные возможности, продолжает Рогов. Он перечислил ситуацию в Ираке, ядерные амбиции Ирана и поведение Северной Кореи как кризисы, в которых "США нуждаются в российской поддержке. Поэтому, зачем враждовать с Россией? Возможно, я ошибаюсь, однако я думаю, что именно поэтому вопрос о приглашении в НАТО Украины и Грузии не стоит на повестке дня, и именно поэтому на саммите в Риге будет объявлено, что 2007 год станет годом сотрудничества между Россией и НАТО".
Однако после этого Рогов сделал то удивительное предположение, что НАТО не только больше не угрожает интересам России своим расширением в ее геополитическое пространство, но и защищает интересы России в Афганистане.
"Ситуация в Афганистане должна заставить нас серьезно пересмотреть наше сотрудничество с НАТО, - сказал Рогов. - Становится абсолютно ясно, что существует реальная угроза возвращения режима талибов. А это будет представлять серьезную угрозу интересам безопасности России. Поражение НАТО в Афганистане будет иметь негативные последствия для нашей страны, так как в настоящее время НАТО защищает южное подбрюшье России".
Все это несколько принижает значение печальной смерти Александра Литвиненко, чья вина, судя по всему, заключалась в том, что он копнул слишком глубоко в расследовании убийства журналистки Анны Политковской. Россия, может быть, и бандитское государство, и президент Путин, может быть, безжалостный убийца, Аль Капоне среди мировых лидеров, однако Россия до завидного богата нефтью и природным газом, важна с дипломатической точки зрения и потенциально очень полезна. Поэтому неудивительно, что лидеры ЕС и Америки пожимают плечами, держат свое недовольство при себе и обсуждают соглашения, которые откроют России дорогу в ВТО.
Это реализм, принцип управления государством, согласно которому личным чувствам или высокоморальным соображениям нет места в дипломатии, главное, что имеет значение - это национальные интересы. Реалисты любят цитировать английского государственного деятеля 19-го века лорда Палмерстона (Palmerston), который отметил, что "У нас нет ни постоянных союзников, ни постоянных врагов. У нас есть только постоянные интересы, и мы обязаны им следовать".
Сегодня в Вашингтоне стало общим местом говорить, что в связи с неудачами в Ираке, а также закатом звезды бывшего министра обороны Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld) и других неоконсерваторов, реалисты снова в седле. Один из их представителей, классический реалист Джеймс Бейкер (James Baker), сейчас отвечает за политику в отношении Ирака, а Вашингтон ожидает рекомендаций возглавляемой им Группы по изучению ситуации в Ираке. А в Конгрессе, в аналитических организациях и в посольствах разных стран ощущается облегчение в связи с падением этих глупых мечтателей с их грезами о демократии в американском стиле, распространяющейся из Ирака по Ближнему Востоку.
Однако давайте определимся, что означает реализм во внешней политике. Он означает продолжение сотрудничества с головорезом из Кремля, а также прощальное махание ручкой несчастным грузинам, которые думали, что западные страны действительно могут поверить их разговорам о независимости и свободе. Он означает, что в отсутствие какого-либо реального наказания за убийства Политковской и Литвиненко подобное безжалостное подавление неудобного инакомыслия может продолжиться в России или за ее пределами.
Реализм гласит, что это просто цена бизнеса, и что подобные проблемы всегда имеют место. Реализм игнорирует моральные издержки, которые приходят с аморальной внешней политикой, основанной только на своих интересах. Реализм, как сказал Оскар Уайльд (Oscar Wilde) в другом контексте, знает цену всему, но не знает ценностей. Реализм - не единственное, что нам нужно; в конце концов, он заставит своих последователей стыдиться самих себя.