Два года назад 'оранжевая революция' на Украине стала символом новой надежды для демократов всего мира. Как раз тогда молодая демократия в Ираке забуксовала, а в России на нее посыпались удары - и Украина, оставшись на линии водораздела между Европейским и бывшим Советским Союзом, стала для свободы своеобразной проверкой на устойчивость. Но потом для демократии на Украине настали трудные времена.
В августе премьер-министром стал Виктор Янукович - тот самый 'выборный страшила', 'grinch (персонаж американской детской книги 'Как Гринч украл Рождество'. На редкость неприятный тип, чем-то напоминает Дюдюку - прим. перев.), укравший выборы' президента два года назад. Еще через месяц Янукович высказался в том духе, что Украина, уже вроде бы готовая начать интеграцию с Западом, в обозримой перспективе не будет вступать ни в Организацию Североатлантического договора, ни во Всемирную торговую организацию. Из этого многие заключили, что украинской 'оранжевой революции' пришел конец и перспективы демократических реформ более чем туманны. Некоторые уже говорят, что сегодня Западу осталось только сидеть и смотреть, что случится дальше.
Это совершенно неверное мнение. Демократию не построить в одночасье - ни после выборов, ни после революции. Демократия требует медленной и стабильной работы, которая делается после выборов и революций. Сегодня на Украине настало время не кричать о поражении, но призвать Запад к терпению и активности, чтобы сохранить дух 'оранжевой революции'.
После революции наступили трудные будни, когда со страной надо было что-то делать. Тогда Запад увидел, что Украина устала. В июле представители ЕС заявили, что Украина находится 'в плачевном состоянии'. Янукович, за которого голосовала в основном близкая к России восточная часть Украины, выступает за укрепление экономической интеграции Украины с Россией - а Россия тем временем становится все более авторитарной страной - и замедление движения Украины в НАТО. Улучшение отношений с Россией для него действительно остается самой приоритетной задачей, что и показала его трудная сентябрьская поездка в Брюссель - как и то, что он остался противником вступления страны в НАТО.
Однако те, кто считает недавние внутриполитические перипетии на Украине свидетельством полной остановки реформ, смотрят на нее через привычную - и весьма и весьма искаженную - призму 'краткого курса демократизации'. Политики и аналитики (pundits) в своем воображении слишком часто считают демократию театральной постановкой, в которой есть только 'хорошие' (реформаторы) и 'плохие' (авторитаристы) роли. Пока 'реформаторы' на коне, все хорошо. Стоит им начать проигрывать - все сразу думают, что демократия идет ко дну. А когда у власти оказывается коалиция политиков, часть которых ратует за интеграцию с Западом, а другая исповедует другой подход - как, собственно, и произошло на Украине, - ученые мужи, почесав затылки, глубокомысленно заключают, что ситуация вышла из-под контроля.
Но в реальной науке управления государством не все так просто. Опыт той же Америки лишний раз показывает, что, когда в правительстве оказываются люди разных взглядов, и когда между партиями идут бои, пусть даже самые яростные, это значит, что демократическая система работает, как ей и положено. То же самое и на Украине - бурные и долгие дебаты, предварявшие строительство правящей коалиции, как и развал большинства, показывают только одно: демократия жива и здорова и потихоньку работает, как может.
Народная революция, свершившаяся осенью 2004 года на улицах Киева, обеспечила неизменность демократических процессов. При этом появилась опасность, что политические игры выйдут из конституционного поля - однако сегодня заклятые противники, президент Виктор Ющенко и премьер-министр Виктор Янукович, борются за власть и влияние внутри правительства, а не вне его, и не борются с самой системой, а это уже хороший признак. Да, Украину сквозь кризис провели мужественные украинские демократы и команда Ющенко, и они заслуживают всяческой поддержки Запада - но движение Украины к демократии не зацикливается на них одних.
Очень важно, что Украина не отбрасывает политику Ющенко - интеграцию с Западом и экономическое развитие. Между президентом Ющенко и премьер-министром Януковичем остается немало разногласий, однако в Брюсселе Янукович открыто высказался в поддержку вступления Украины в Европейский Союз. Хотя Янукович против вступления в НАТО, по конституции внешняя политика остается сферой влияния Ющенко, который по-прежнему не снимает этот вопрос с повестки дня. И хотя к вступлению в НАТО украинская общественность относится весьма неоднозначно, Янукович получил нелестные отзывы в украинской прессе, когда в Брюсселе неожиданно заявил, что Украина в НАТО вступать не должна.
Запад может помочь украинцам, стремящимся к углублению интеграции с ним. Для этого необходимо поддерживать реальные перспективы вступления страны в НАТО и ЕС и поощрять иностранные инвестиции для развития украинской экономики. Именно это Янукович снова услышит на следующей неделе от правительства Буша, когда приедет с визитом в Вашингтон: НАТО будет ждать Украину, если та продолжит трудную работу по развитию демократических реформ. Америка будет следить именно за процессом демократических преобразований, а не за тем, какие личности руководят украинской внутренней политикой.
Выборы, революции, саммиты - это все хорошо для газетных заголовков. Демократическое строительство - удел терпеливых. И сегодня Запад должен продемонстрировать именно терпение.
Мэтью Спенс - юрист из Сан-Франциско, бывший член Трансатлантической группы Германского фонда имени Маршалла в США (German Marshall Fund of the United States). Пишет книгу о демократических проектах США в России, на Украине и в странах Центральной Азии.